Победные реляции
В силу своих профессиональных журналистских обязанностей этим летом мне пришлось побывать практически во всех наиболее популярных точках курортного отдыха ЮБК. Именно так ещё с советских времён принято называть в официальных документах южный берег Крыма, где традиционно сосредоточены основные туристические ресурсы региона. Однако воздержусь пока от личных впечатлений. Предоставлю слово председателю Совета министров РК Сергею Аксенову, который недавно на своей официальной странице в социальной сети поделился своим взглядом на итоги летнего сезона.
По его словам сезон явно удался - число туристов, посетивших республику в этом году, приближается к 6 миллионам: количество отдохнувших в Крыму на 1 сентября составляет 5,8 млн человек, что на 11% больше, чем в 2018 году. По информации Министерства курортов и туризма республики, 58% отдыхающих, прибыли в регион по Крымскому мосту. Средний уровень загрузки «средств размещения» составил 70%, в ряде районов - более 95%.
Оптимистичное настроение начальства полностью разделяет и глава Министерства курортов и туризма Республики Крым Вадим Волченко, который считает, что «этот сезон явно очень успешный, очень хороший по количественным, и я уверен, что и по качественным показателям тоже. Туризм в Крыму на подъеме и это приоритетное направление будет развиваться и дальше. Если говорить о качественных показателях, то первое полугодие дало прирост бюджетных поступлений от сферы туризма на 25%.Мы видим серьезный интерес инвесторов к нему: от лайт-инвестирования, такого как создание глэмпингов и кемпингов, до достаточно серьезных инфраструктурных проектов, которые планируются, например, в Сакском регионе, западном и восточном Крыму». Список победных реляций можно было бы продолжать и дальше. Однако, думаю, в этом нет необходимости – все они похожи, как близнецы-братья.
С пафосом и мокрицами
К сожалению, мои личные впечатления значительно отличаются от победного тона туристического начальства. В Крыму не была довольно давно, и честно признаюсь, ожидала увидеть более значительные изменения. Не буду оспаривать количественные показатели, о них мы ещё поговорим, а вот качество предлагаемого сервиса явно, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
Но начну с хороших впечатлений: с погодой нам повезло, и крымская природа была точно такая, же прекрасная, как и во времена детства и юности. Мост, соединяющий полуостров с российским берегом просто великолепен. Отдыхающих, как из России, так и из Украины, действительно очень много. Но…
Огромное количество частных мини-отелей, кемпингов и хостелов построены без всякого плана и просто-напросто мешают себе и отдыхающим, загораживают дорогу к морю. Рекламные предложения в большинстве не соответствуют реально предоставляемым условиям проживания. В Коктебеле нам предложили на пять человек (трое взрослых и двое детей) номер с двумя спальнями. На деле это оказался номер с одной спальней, проходной комнатой и прихожей. Правда, в прихожей и комнате присутствовали диваны. Видимо это обстоятельство и позволяло хозяевам считать, что две спальни в наличии. Из постельного белья – один комплект, плюс мокрое одеяло, заправленное в пододеяльник. Дорога к морю стоит отдельного рассказа – Огромное количество дешевых столовых, чебуречных, шашлычных. Ароматы перегорелого мяса и некачественного постного масла. Толпы людей, через которые приходится продираться, чтобы наконец-то выйти на пляж. Туалетов нет практически нигде, не на пляжах, ни в ближайших точках общепита.
Следующим местом нашего крымского путешествия был легендарный Новый Свет. Гостиница имени не менее легендарного князя Голицина. Того самого, который прославил крымское шампанское и портвейн среди гурманов всего мира. Гостиница по внешне вполне соответствует легенде. Сплошной мрамор… Своя парковая зона с беседками и скульптурами в античном стиле. Между тем при всей пафосности нет своего паркинга и то, что гордо именуется гостиничным пляжем, трудно назвать таковым даже по советским меркам. В номерах пыльные одеяла. Мокрицы в душевой. У горничной в выходные дни выходной. Ресторан работает только для завтрака.
Отдельно о ценах. В Коктебеле с нас «содрали» семь тысяч. А в «князе Голицыне» один номер с мокрицами 9 тыс. в сутки, другой 6300. Получить чеки было не возможно. Персонал общается с отдыхающими на уровне; «А чего вы хотели?» и «Не хотите – не живите!». В целом в Крыму подобный сервис гордо именуется «классом Люкс». Могу себе представить, какие условия предлагаются в гостиницах с не столь звучным статусом…
В расчёте на «бюджет»
Между тем, основной козырь туристического начальства - постоянно увеличивающиеся количество отдыхающих. Да, действительно, с цифрами трудно спорить… Однако их структура вряд ли соответствует тезису об улучшении условий крымского отдыха.
Основной поток туристов попадает на полуостров через Крымский мост - 58%, еще 27% прилетают самолётами и 15% - через пункты пропуска «Армянск», «Джанкой» и «Перекоп» на границе с Украиной. Большинство отдыхающих прибывает на собственном автотранспорте и предпочитают не останавливаться в одном месте надолго – то есть кочуют по полуострову, выбирая для отдыха «бюджетные» кемпинги и маленькие частные гостиницы. По свидетельству местных отельеров массовый турист не готов платить выше 2500 рублей за номер, большинство снимают по 1200-1800 за сутки. На семью. Цена койки места 250-300 рублей и не выше... Можете себе представить, какие условия сервиса предлагаются в этом ценовом диапазоне. Говорить о соответствии цены и качества пока не представляется возможным. Крымский «люкс» уже вошёл в анекдоты. Пафосные отели совершенно произвольно присваивают себе желаемое количество «звёзд» при этом совершенно не беспокоясь о соответствии мировым стандартам.
Дешевые столовые пока ещё в тренде, но кухня в номере для многих туристов предпочтительнее. Везут с собой мешки продуктов, в Крыму, особенно в курортных посёлках, цены однозначно выше, чем даже в Москве.
Дотянемся до «звёзд»?
Между тем в Ростуризме в целом в курсе ситуации, которая складывается на полуострове. Как нам объяснили в пресс-службе главного российского туристического ведомства с 3 августа вступило в силу постановление правительства о внесении изменений в Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации. Соответствующий Закон был принять Государственной Думой ещё в 2017 году. Новые правила предписывают предоставление гостиничных услуг только при наличии свидетельства о присвоении гостинице определённой категории. Согласно принятому закону, она станет обязательной для гостиниц с номерным фондом более 50 гостиничных номеров, с 1 января 2020 года - более 15 номеров. А с 1 января 2021 года правила вступают для всех гостиниц.
"Звезды" будут присваивать организации, получившие специальную аккредитацию. Контролировать их будет Ростуризм. При этом свидетельство о присвоении класса будет действовать три года с даты принятия соответствующего решения. Без «звезды»работать будет запрещено.
По мнению депутата Государственной Думы от Краснодарского края Владимира Синяговского постановление правительства, прежде всего, направленно на повышение качества гостиничных услуг предоставляемых гражданам. Очень важно, что в нём оговаривается система контроля над присвоение мотелю соответствующей квалификации. Сегодня ещё существует практика, когда гостиница сама себе присваивает определённую «звёздность». Соответственно и плата за проживание повышается, а на самом деле, предоставляемые услуги не соответствуют принятым стандартам. Такая ситуация недопустима и контролирующие органы должны обратить особое внимание именно на соответствие квалификационной категории качеству работы в гостиничном бизнесе.