Успех промышленного туризма не зависит от культурной наполненности городов и климата страны. Главное здесь - наличие развитой промышленности.
Промышленный туризм зародился почти одновременно в трех индустриальных центрах мира - Франции, Англии и Германии. Завод Peugeot принял первых туристов в 1930 году, а вскоре после этого любопытствующие посетители смогли побывать на пивном производстве Kronenbourg.
Сегодня во Франции свою территорию для проведения экскурсий открывают около 1700 предприятий. В год на промышленных объектах, как действующих, так и исторических, здесь бывает около 20 миллионов человек. Среди наиболее популярных объектов: огромные ангары финальной сборки самолетов Airbus в Тулузе, приливная электростанция на реке Ранс,
завод по производству лекарственных препаратов компании Sanofi, метеорологическая служба Meteo France.
Хорошей традицией во Франции стала Неделя открытых дверей. Во время нее посетителям становятся доступны территории предприятий самых разных отраслей, в том числе, закрытые в остальное время года. На сферу туризма в мире приходится 11% потребительских расходов, 6% ВНП и 7% инвестиций. Это делает отрасль интересной для разных игроков.
В России о развитии промышленного туризма тоже задумываются, причем не только в столице, но и в регионах. Во-первых, это действительно помогает в профессиональном самоопределении молодых людей, а значит, и в уменьшении среднего возраста специалистов. Во-вторых, растет поток туристов в разных направлениях, за счет чего пополняются бюджеты всех уровней. К примеру, активно продвигают промышленный туризм металлурги - “Северсталь”, Магнитогорский металлургический комбинат, Объединенная металлургическая компания.
Интересные объекты для изучения в России есть практически везде. Одна из главных трудностей в их посещении заключается в том, что туристам бывает непросто добраться до места и не всегда понятно, где разместиться. Если речь идет о турах, организованных крупными предприятиями, типа “Северстали”, то о трансфере они обычно заботятся самостоятельно. Но это лишь единичные истории, в основном людям приходится думать о трансфере и гостиницах самостоятельно.
Если речь идет о больших промышленных объектах, то группы или отдельных посетителей недостаточно просто привезти в город, потому что предприятия часто находятся за его чертой. Услуги предоставляются комплексно. Клиентам не требуется искать дополнительный транспорт для того, чтобы попасть к проходной завода, найти жилье и уехать обратно.
По моему мнению, в развитии промышленного туризма заинтересованы многие. Те же классические турагентства в условиях, когда спрос на поездки в другие страны падает, начинают продавать туры на предприятия, тем самым стимулируя перемещения внутри страны. Переломным для внутреннего туризма в России стал 2016 год. Именно тогда число ездящих по стране людей достигло 55 миллионов и превысило число выезжающих за рубеж.
Посещение индустриальных объектов - это часть того самого внутреннего туризма, о котором в последние годы говорят все чаще. В Европе, где эта ниша развита лучше, стандартная плата за вход - 10 евро, хотя многие предприятия пускают посетителей бесплатно. В России политика примерна та же, и с каждым годом на все большем числе заводов в отделах маркетинга и связей с общественностью понимают, как из этого извлекать прибыль.