В это проект регион намерен вложить примерно 4 млрд. рублей. Разумеется, просить их Красноярск намерен у Москвы в рамках федеральной программы по развитию туризма. Заявку подадут до конца года. Примерные очертания проекта такие: город Дудинка станет центром событийного и этнографического туризма, знаменитое плато Путорана - экстремального и экологического, а Норильск возьмет на себя культурно-познавательную и промышленную разновидности туризма. Федеральные средства регион намерен потратить на строительство речных причалов, автодорог и отелей в северных территориях. Уже создан Таймырский информационный центр, который будет популяризовать полуостров среди любителей активного отдыха. «Развитие туризма должно быть связано с уникальной культурой коренных малочисленных народов Севера. Их обычаи и традиции привлекают людей. И такой интерес, со своей стороны, будет способствовать сохранению культуры народов», - уверена начальник управления культуры администрации Таймырского района Красноярского края Валентина Сацкая.
Все эксперты сходятся во мнении, что Арктика в последние годы привлекает все большее внимание туристов, в том числе зарубежных. «Самый часто задаваемый вопрос: «Как попасть на Путорана?». Это перспективное направление набирает обороты и вызывает все больше интереса у туристов. Мы давно занимаемся развитием познавательного туризма на наших особо охраняемых природных территориях. Плато Путорана, например, позиционируется в мире, как один из уникальных объектов для посещения. Также в числе приоритетов – событийный туризм. Это программа, связанная с такими праздниками, как День оленевода, День рыбака и других. Мы не сомневаемся, что Таймыр станет полноценным туристическим кластером», - говорят в дирекции Таймырского биосферного заповедника. «В арктический кластер войдут Норильск - его причальная часть, этнографический музей и народные мастерские Дудинки, Плато Путорана, озеро Лама, сеть водопадов. К 2021 году планируется запустить два пассажирских лайнера, которые будут курсировать по реке Енисей. И в кластер уже попадут все туристические места, где будет проходить их маршрут», - заявила Юлия Верхушина, руководитель агентства по туризму Красноярского края.
Правда, тут возникает одно больше «но». Туристические кластеры в России – дело не новое. В Бурятии, например, уже много лет создается «Байкальская гавань». И конца и края этому процессу не видно. Но отдых на знаменитом озере не становится ни дешевле, ни качественней. Ситуация абсурдная: если ехать на Байкал на официальные базы отдыха, по цене это будет, минимум, аналогично поездке куда-нибудь в Турцию. При несопоставимом уровне сервиса. С северами та же история. В этом сезоне, например, круиз по Енисею из Красноярска до Дудинки с заездом на плато Путорана и Норильск, стоит 98 тыс. с человека. Представим, что прокатиться на север захочет обычная семья из четырех человек из другого субъекта РФ. С учетом дороги до Красноярска и прочими непредвиденными расходами такое путешествие им обойдется в полмиллиона рублей. В то же время, сейчас красноярские турфирмы предлагают туры в Тайланд или Вьетнам по цене 30-40 тыс. с человека. Выбор, как говорится, очевиден.
По словам главы Национального туристического союза Романа Скорого, у арктического туризма есть серьезные перспективы, что доказывает международный опыт. Но у российских туроператоров успехи на этом направлении пока скромные. По данным НТС, в год российскую Арктику посещают в познавательных целях всего несколько сот человек. Главным образом, китайцы. Второе место по числу интересующихся суровой романтикой занимают наши соотечественники, а за ними швейцарцы. В то же время, совсем рядом расположен норвежский Шпицберген, который в год посещают порядка 60 тыс. человек. «Возможности регионов - Архангельской и Мурманской области, Ненецкого автономного округа, Республики Коми, Красноярского края, Чукотского автономного округа, Якутии и Ямала, используются далеко не в полной мере. Основной проблемой является транспортно-логистическая неразвитость. Поскольку нет развитых наземных коммуникаций, основная нагрузка ложится на морской и речной транспорт. Но там тоже высокий уровень износа судов и устаревшая инфраструктура портов и причалов. Интенсивность развития арктического туризма неразрывно связана с модернизацией и возрождением транспортных узлов: Мурманска, Певека, Тикси, Диксона и Дудинки. Еще одна проблема – низкий уровень сервиса и туристической инфраструктуры. В итоге все это отражается на себестоимости арктических путевок и делает их слишком дорогими для россиян», - уверен Скорый.
«Интерес россиян к таким видам отдыха, при которых не нужно лежать на пляже с коктейлем, растет. Это видно хотя бы по нам. У нас динамика посещений с 2011 года показывает почти пятикратный рост. Сейчас в год в парк приезжает примерно сто тысяч человек. И это, причем, только те, кто официально регистрируются. В реальности туристов гораздо больше. С Арктикой, разумеется, сложней. Но перспективы, безусловно, есть. Хотя бы одно Плато Путорана чего стоит. Его красота вообще описанию словами не поддается. Возможно, стоит задействовать ресурсы Русского географического общества. Таймыр может стать «точкой подскока» для туров на Северный полюс. Понятно, что пока это больше рассчитано на иностранных гостей. Но будем надеяться, что и благосостояние россиян со временем достигнет нужного уровня», - заявил директор государственного природного парка Ергаки (Красноярский край) Игорь Грязин.