Новороссийск – интересное место, которое стоит посетить всем туристам и отдыхающим. Именно здесь можно ознакомится с нелегкой, героической и яркой судьбой города-труженика, города-героя, нареченного именем России, надежного стража ее границ. Еще до нашей эры на берегу Цемесской бухты, где сейчас стоит Новороссийск, греки основали поселение Баты. Купцы и мореходы называли бухту “Карлос лименос” – Прекрасная гавань, когда-то она являлась одним из пунктов “Великого шелкового пути”
На торговые площади Баты съезжались со своими товарами предки нынешних адыгейцев и черкесов. Горцы обменивали свои товары на оружие и предметы роскоши. Корабли, груженные амфорами с маслом и зерном, отплывали из порта Бата в далекие средиземноморские порты. Нашествие кочевников приостановило развитие цивилизации на берегах Цемесской бухты.
Спустя века турки основали на этом месте крепость Суджук-Кале. В 1791 году русские войска под командованием генерала-аншефа Гудовича заняли Суджук-Кале. Второй раз ее взяли в 1811 году. В 1812 году крепость была взорвана и больше не восстанавливалась. Крепость Суджук-Кале оставила память о себе лишь в названии небольшой песчаной косы, где летом так любят отдыхать новороссийцы…
В 1839 году укрепление было переименовано в Новороссийск, а уже через 7 лет ему официально присвоен статус города. Какое-то время Новороссийск развивался как курорт, но после строительства железной дороги и нахождения месторождений мергеля, являющегося главным источником сырья для производства цемента, Новороссийск быстро развивается и становится промышленным и торговым центром.
Родина Российского шампанского
Современный город Новороссийск в первую очередь является самым крупным портом на юге России. Город расположен в Цемесской бухте, одной из самых удобных на Черном Море и не замерзающей в зимний период. Бухта 15 км в длину, до 9 – в ширину, и очень глубокая: в нее может зайти любое океанское судно. Бухта разделяет город на восточную (индустриальный район) и западную части. На северо-западе и юго-западе Новороссийск окружен горами. В первую очередь – Новороссийск – промышленный город, но сельское хозяйство тоже развито, в основном это выращивание винограда и виноделие. На протяжении от Анапы до Туапсе, и в том числе на северо-восточном берегу Цемесской бухты, склоны Маркхотского хребта представляют почти идеальные условия для виноградной культуры.
В районе Новороссийска очень много просто красивых мест, например, Абрау-Дюрсо (родина Российского шампанского) или Широкая балка. А в летний период в городе начинает свою работу аквапарк, который привлекает тысячи гостей из разных регионов России. Так же в распоряжении отдыхающих имеется горпляж, Суджукская коса и множество других симпатичных местечек, где можно прекрасно отдохнуть возле ласкового моря.В городе так же огромное количество памятников археологии: сохранена часть курганов, крепостей, наскальной живописи.. Вечерний досуг в городе также разнообразен: театры, клубы, кафе.
Новороссийск является наиболее популярным центром для посещения мест связанных с боевыми действиями на Западном Кавказе. В центре на площади Героев, горит Вечный огонь, а рядом – могилы тех, чьи имена навечно останутся в памяти народа. При виде памятников истории, связанных с ВОВ, сердце просто замирает...
Город-герой
Новороссийск вошел в историю в первую очередь как город-герой, где в 1942 году было остановлено наступление немецких войск. Будучи полностью разрушенным, этот город возродился из пепла и превратился в южные морские ворота России.
Обязательно стоит посетить героический плацдарм – Малую Землю и Галерею боевой Славы на Малой Земле, напоминающей нос корабля, ворвавшегося на сушу в невиданном броске. Достоин внимания и памятник-ансамбль “Линия обороны” на Новороссийско-Сухумском шоссе. Здесь можно увидеть знаменитый пульмановский железнодорожный вагон, изрешеченный пулями и снарядами, который четко обозначил границу, дальше которой врагу не удалось сделать ни шагу.
Интересен мемориальный комплекс, посвящённый Героям Гражданской и Великой Отечественной войны, и расположенный на набережной имени адмирала Серебрякова, вход в который обозначен растральными колоннами, стоящими у самого берега моря. Можно посмотреть "Долину смерти", памятник "Дерево взрыв", состоящий из осколков снарядов массой в 1250 кг, ровно столько смертоносного металла приходилось на каждого воина-малоземельца.
На черноморском берегу стоит застава, вобравшая в себя имена большого коллектива бойцов и командиров 18-й десантной армии. Так она и именуется – застава имени Героев Малой земли.
Новороссийский Государственный исторический музей-заповедник
Обязательно посетите Новороссийский Государственный исторический музей-заповедник. Сейчас это крупнейший музей на Черноморском побережье России. Музей в Новороссийске создан в 1916 году по инициативе Черноморского вице-губернатора Л.А.Сенько-Поповского как Музей природы и истории Черноморского побережья Кавказа. Какой интерес вызывает этот музей у туристов можно оценить по цифрам – в нем находится около 224000 единиц хранения, а за количество посетителей за последний год более 200000…
Кроме основной экспозиции “История г. Новороссийска” и выставочного зала, музей имеет объекты мемориального характера:
•дом-музей Н.Островского •Командный пункт Новороссийской военно-морской базы и КП 18 Армии •Мемориальную экспозицию под открытым небом “Оружие и •боевая техника периода Великой Отечественной войны 1941-1945 годов
На балансе музея-заповедника – памятники монументального искусства:
•мемориальный комплекс “Долина смерти” •мемориальный комплекс “Героям Гражданской войны и Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.”, включающий три памятника •ансамбля, в том числе памятник ансамбль “Малая земля” с Галереей Боевой Славы, который включен во все туристические маршруты. Экспозиции, выставки, и фондовые коллекции дают полноценную и разностороннюю картину истории развития Новороссийска и района с момента первых поселений людей на этой территории до сегодняшнего дня. В музее также хранятся уникальные коллекции археологических предметов (посуда, орудия труда) из раскопок энеолитического поселения "Мысхако"- 4 тыс. до н.э., поселения эпохи бронзы, из раскопок некрополя "Дюрсо"(5-10 вв. н.э.).
Основную экспозицию дополняют стационарные выставки: •“Историческое золото и серебро” •“Старый Новороссийск” Cтоит посетить крейсер “Михаил Кутузов”. Этот лёгкий крейсер отнесён к 40 знаменитым кораблям, уже ставшим музеями. Последний уцелевший корабль сталинского «большого флота» доживает свой век под Андреевским флагом, как корабль-мемориал в нашем городе. Вы узнаете о славном пути корабля, о его людях.
… Просто побродить по набережной с потрясающим видом на море и горы – только ради этого стоит хоть раз посетить Новороссийск…
Историческая справка о Малой земле:
В те далекие годы был сформирован особый отряд для проведения десантной операции.
...В ночь с 3 на 4 февраля 1943 года десантный отряд Ц.Л.Куникова на катерах пересек Цемесскую бухту и, подойдя к скалистому берегу Мысхако, высадился там неожиданно для противника. В числе десантников совершила высадку на берег бухты и пограничная застава старшего лейтенанта Сидорука. В короткой схватке десантники захватили вражескую батарею и плацдарм площадью до 4 кв. километров.
Десантные отряды на других направлениях не добивались успеха. Поэтому командование Черноморской группы, воспользовавшись успехом десантников Куникова, высадило здесь еще 800 солдат и офицеров. Занятый плацдарм получил название Малая земля, площадь его увеличилась до 30 кв. километров.
Противник спешно подтягивал силы к месту высадки десанта, но было уже поздно. Десантники прочно закрепились на завоеванном рубеже, сюда прибывали все новые силы. Немногочисленный отряд морского десанта отбил десятки ожесточенных атак фашистов. Не раз водил моряков в атаку комиссар отряда пограничник старший лейтенант Н.В.Старшинов, своим воинским мастерством, мужеством и стойкостью укрепляя в них веру в победу. В тяжелых боях отряд уничтожил до 2 тыс. гитлеровцев, захватил 9 исправных пулеметов и другие трофеи.
Десантники несли большие потери. Геройски погиб командир отряда Ц.Л.Куников. Не хватало пресной воды. Но Малая земля жила, а вскоре она уже представляла собой хорошо оборудованный плацдарм, на котором сражалось 17 тыс. солдат и офицеров.
Были дни, когда противник совершал до 1,5 тысяч самолетовылетов, сбрасывая на советский десант десятки тонн смертоносного металла, но моряки держались непоколебимо и не отступили ни на шаг. За мужество и героизм, проявленные в боях на Малой земле, Н.В.Старшинов был награжден орденом Красного Знамени.
16 сентября Новороссийск был освобожден. За исключительное мужество 393-й отдельный батальон морской пехоты в числе других получил наименование Новороссийский, его командир капитан-лейтенант В.А.Бодылев удостоен звания Героя Советского Союза, капитан Старшинов награжден вторым орденом Красного Знамени. А Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 г. Николаю Васильевичу Старшинову за мужество и отвагу, проявленные в боях за освобождение советской земли от фашистских оккупантов, было присвоено звание Героя Советского Союза.
Многие из пограничников были награждены за мужество и отвагу. Среди них – снайпер Васильев – орденом Красной Звезды, рядовой Бугаенко - медалью “За отвагу”.
Всего в боях за Новороссийск были награждены 335 пограничников. Приказом КГБ при Совете Министров СССР от 2 июля 1975 г. пограничной заставе Новороссийского погранотряда, охраняющей участок государственной границы на Черноморском побережье, присвоено наименование “Героев Малой земли”.
Крейсер “Михаил Кутузов”: историческая справка
Водоизмещение: 16 300 т. Размеры: длина – 210 м, ширина – 22 м, осадка – 7,3 м. Скорость хода максимальная: 33 узла. Дальность плавания: 9000 миль при 16 узлах. Силовая установка: паротурбинная, 2 х 68 500 л.с. Бронирование: борт – 100 мм, башни – 175 мм, рубка – 130 мм, палуба 50 мм. Вооружение: 4х3 152-мм (4 трехорудийные башни МК-5бис), 12 6х2 100-мм, 16х2 37-мм орудий, 2x5 533-мм торпедных аппарата. Экипаж: 1270 чел.
Легкий крейсер построен по проекту 68-бис. Крейсер “Михаил Кутузов” был заложен 23 февраля 1951 года в Николаеве, на судостроительном заводе № 444 (им. Носенко), заводской №385. Спущен на воду 29 ноября 1952 года, вступил в строй 30 декабря 1954 года.
На Черноморском флоте первым стал выполнять задачи боевой службы в Средиземном море и Атлантике в период “холодной войны”. Всего совершил 15 дальних походов. Нанес визиты в Сплит (Югославия) в 1956 и 1964 годах, Дуррес (Албания) в 1956 и 1957 годах и в Варну (Болгария) в 1964 году 01-31.6.1967 г. и 01.8-31.12.1968 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, а 1.3-31.07.1970 г. - вооруженным силам Сирии.
В 1986-1989 гг. крейсер был модернизирован по проекту 68А. Исключен из состава ВМФ 03.07.1992 г., находился на отстое в Севастополе, рассматривался вопрос о создании на нем музея или продаже на слом. 23-25 августа 2001 г. был переведен в Новороссийск и 28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей.
Крейсера этого проекта стали последними крупными артиллерийскими кораблями отечественной постройки, они вобрали весь опыт кораблестроения и Второй мировой войны. Крейсера проекта 68-бис строились на четырех заводах и вошли в состав всех флотов СССР. Из 25 запланированных кораблей достроено было лишь 14, четыре вообще не закладывали, семь были разобраны, хотя некоторые находились в высокой степени готовности. Вместо них начали строить корабли с ракетным оружием. Однако крейсера проекта 68-бис себя оправдали, став хорошей школой для многих тысяч моряков.
В 1967 году на борту “Михаила Кутузова” проходили съемки фильма “Увольнение на берег”. С 1969 года был флагманом 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ. В 1986-1989 годах модернизирован по проекту 68А. Однако после окончания работ крейсер был поставлен на “динамическую консервацию” у причала Троицкой бухты в Севастополе.
Рассматривался вопрос о создании на нем музея или продаже на слом. Ветеранам корабля удалось отстоять крейсер, хотя борьба длилась более семи лет. 28 июля 1998 года “Михаил Кутузов” был исключен из состава ВМФ, но одновременно вышел указ президента России о сохранении его в качестве корабля-памятника.
Окончательный вопрос был решен в апреле 2001 года, когда появилась директива командующего Черноморским флотом о переоборудовании крейсера в корабль-музей. С 29 ноября 2000 года по 3 января 2001 года крейсер находился в плавучем доке, где велась очистка и окраска подводной части корпуса, но были также демонтированы линии валов и два латунных гребных винта.
23–25 августа 2001 года “Михаил Кутузов” был отбуксирован в Новороссийск и 28 июля 2002 года, в День ВМФ, был открыт как корабль-музей.