«Было это в те времена, когда сибиряки про пимы не ведали. Жил в одном селе мужик. Летом рыбу ловил, зимой зверя бил. На хлеб-соль зарабатывал, да и на другое что оставалось. Только зимой за зверем в сапогах трудно ходить. Вот он и заказал своей бабе шерстяные носки связать. А жена у него пустая бабёнка была: как с постели, так пошла по деревне языком чесать. Вот, муж раз напомнил про носки, а она ему: «Только шерсть спряла». Другой раз напомнил, опять: «Уже вязать начала!». А тут все сроки прошли – что делать? Баба долго не думала: затопила баню, нагрела воды, да в горячей воде шерсть запарила. Чулком сделала и сушить. Жёсткие чулки получились: мужик их в сапоги, да куда там! Вот и стал он их без другой обувки носить. И вот ведь что: хоть неказистые, а тёплые оказались!».
Быличка эта была записана в одной из деревень Ишимского района и является доказательством того, что народ интуитивно чувствует, где настоящая родина Сибирского валенка. Потому и проводит Ишимский историко-краеведческий музей каждый год в декабре «Праздник Валенка». По окончании праздника фонды музея пополняются потрясающими эксклюзивными образцами украшенных валенок, увидеть которые можно на выставках музея.
До недавнего времени валенки являлись основной зимней обувью сибиряка, а многие до сих пор предпочитают их сапогам. Недаром в народе сложилась поговорка: «Сибиряк не тот, кто не мёрзнет, а тот, кто тепло одевается». Эту мудрость знал и знаменитый русский писатель А.П. Чехов. Май 1890 года выдался сырым и холодным и Антон Павлович, проезжая в это время через Ишим, так замёрз, что вынужден был купить в нашем городе валенки, чтобы как-то согреть ноги. В ишимских валенках писатель проделал путь до самого Томска, пока, не предназначенная для весенней распутицы, обувь, наконец, не раскисла от сырости и грязи.
В каждой российской губернии валенную обувь, изобретённую сибиряками, называли по-своему: валежки, валенцы, катанки... У нас, в Ишимском районе, валенки называют и катанками, и чёсанками, и пимами, причём старики могут объяснить, чем каждый из видов отличается от другого. В фондах музея хранятся уникальные фотографии с изображением модных в начале ХХ века сибирских валенок, с высокими надколенными бортами. Эта обувь была настолько уважаема в народе, что её одевали даже в особо торжественных случаях. О чём говорит уже тот факт, что фотографироваться в салон мужчины приходили в самых парадных одеждах и, естественно, самой парадной обуви – валенках.
Ремесло пимоката, как и его изделия, достойны уважения и особого почитания, так как тепло валяная обувь хранит не только благодаря шерсти животных, но и теплу рук мастера, катающего валенки. Особенно выручили сибиряков пимы в годы Великой Отечественной войны. Когда сибирские дивизии, готовясь защищать Сталинград, появились на улицах Москвы, в добротных полушубках и валенках, крепкие как на подбор, москвичи впервые поверили, что советская армия ещё крепка, что эти сильные сибирские парни смогут отстоять Родину. И отстояли! Фронтовикам в валенках было, конечно, тепло, но шерстяная обувь намокала от снега, и её нужно было сушить, а в окопах и землянках сделать это очень трудно. Ещё А.Т. Твардовский в знаменитой книге про бойца «Василий Тёркин» писал: «Что ты валенки мне хвалишь? Разреши-ка доложить. Хороши? А где сушить?».
Однако, на многих фотографиях и рисунках, запечатлевших военную хронику, солдаты обуты в добротные сибирские валенки. На ишимской земле (в городе, деревнях и соседних районах) всегда были кустарные производства валенок. Об этом рассказывают документы из архива МУК «Ишимский историко-краеведческий музей» и ГУТО «Государственный архив в г. Ишиме». В 1944 году в Ишиме был построен пимокатный завод, где изготавливали валенки не только по государственному плану, но и по заказу горожан из шерсти заказчика (её называли «давальческое» сырьё). До того времени валянием пимов занимались в артели им. Ильича и артели «Объединение». В военные и послевоенные годы семьи фронтовиков обеспечивались валенной обувью в первую очередь, а Ишимский Совет депутатов трудящихся настаивал, чтобы на декабрь каждого года пимокаты изготавливали до 300 пар дамских и детских валенок и передавали их в торговую сеть города. Кстати, Райпромкомбинат, в ведомстве которого находился пимокатный завод, принимал заказы не только на валенки, но и на заливку галош для них. Если учесть, что зимы 1940-х годов были особенно суровыми, а о газе в то время и не мечтали, то для сибиряков было два основных источника тепла: шерсть и дрова. Причём, ещё вопрос: что важнее? Чтобы добыть дрова, необходимо было облачиться в овечьи тулупы и овечьи же валенки. В том их ценность. Доходило до абсурда: чтобы получить от гортопа (организация, занимающаяся заготовкой дров для нужд города) топливо вне очереди, ишимцы давали директору гортопа взятку в валенной волюте (3 пары валенок за 1 кубометр дров). Закончилась война, но сибирские валенки не потеряли своей актуальности. В 1960, -70, -80-е годы для многих сибиряков валенки были единственной зимней обувью. Только в 1990-е годы с коренным изменением в экономике страны, появилась возможность изменить старой доброй привычке, облачаться в валенки «и в пир, и в мир…».
Но для тех, кто, по долгу службы, вынужден находиться на морозе продолжительное время, валенки до сих пор являются наиболее приемлемой зимней обувью. Службы ремонта, охраны, МЧС получают чуни (валенки с калошами) в комплекте со спецодеждой.
Таким образом, только на Ишим каждые два года государство выделяет больше 2 000 пар валенок фабричного производства. Новый XXI век возродил прошлые традиции – на прилавках магазинов появился богатый ассортимент сибирских валенок для модниц. Вышитые, вырезанные, украшенные – они прочно вошли в моду, и современные красавицы гордо дефилируют в них по подиуму. Современные валенки разнообразны по дизайну и размерам. Существует в России валенок-гигант, около двух метров в подошве, и валенок-лилипут, с десятикопеечную монету. В Ишиме же современные мастера катают валеночки со спичечный коробок. Приходите в музей и убедитесь в этом сами! Ольга Самсонова, Ишимский историко-краеведческий музей