Не держитесь левой полосы, если правые свободны, - уходите вправо или по крайней мере пустите разделение полос между колесами - только пропускайте, сдвигаясь вправо, обгоняющих. Главное внимание как потенциальным источникам опасности следующим типам машин: военные, навороченные, джипы, убитые, старик за рулем, в салоне большая шумная компания, дальнобойщики. Никогда не прогнозируйте действия других водителей по принципу "я бы сделал так" - предусмотрите другие действия - даже самые нелепые на ваш взгляд. Учитывайте качество дорожного покрытия из-за погодных условий и из-за самого качества асфальта - есть т.н. "скользкий асфальт", который очень слабо держит машину. Если увидели большое количество следов от экстренного торможения - такие черные полосы, то имейте ввиду: наверняка, это место опасное и возможны неприятные сюрпризы. Как только почувствовали срыв машины с дороги - снижайте скорость. Это может быть вызвано состоянием дорожного покрытия, боковым ветром, неприспособленностью машины к такой скорости. Имейте ввиду, что если у вас машина загружена под завязку, тормозной путь значительно увеличивается, кроме того надо избегать резкого торможения - от большой нагрузки есть большая вероятность разрыва тормозных шлангов, пробой тормозных цилиндров и т.п. или разворот машины.
После проезда по луже сделайте несколько легких торможений - просушите колодки и диски. Активно используйте торможение двигателем - лучший способ удержать машину на скользком покрытии. При поворотах с трассы налево, пропуская встречный поток, не выворачивайте заранее руль влево - держите его прямо - даже если какой-либо придурок стукнет вас сзади - то вы хоть не улетите под колеса встречных машин. Будьте внимательны к знакам на трассе - их не так уж много - и они как правило поставлены на нужных местах - особенно "Неровная дорога". Держите руль обязательно двумя руками - по крайней мере - одной крепко в обхват, а вторую можно просто положить на руль. Не делайте громко музыку - даже если вы заядлый меломан- это опять же сильно влияет на физическое состояние. Если вы почувствовали усталость - сразу останавливайтесь. Не пейте горячие напитки на ходу- только что-нибудь из бутылки пластмассовой (по возможности попросите кого-либо открыть ее). Пассажир на переднем сидении должен быть обязательно пристегнут. Периодически переводите взгляд- на приборную доску, на соседей, вдаль в сторону от дороги - это поможет вам предохранить глаза от усталости и себя от некоторого подобия "дорожного транса". Не включайте печку зимой до состояния бани в салоне - температура должна быть комфортной - около 20 градусов.
Обгоны.
Прежде всего всё сказанное ниже относится к обгонам с выездом на встречную полосу.
Если обгон связан с выездом на встречную полосу - трижды будьте осмотрительны - просчитайте скорость и расстояние от вас до встречного транспорта, запас своей мощности, скорость попутного транспорта, возможность уйти на свою полосу после обгона. Особую осторожность соблюдайте при обгонах длинных фур - постарайтесь ни в коем случае не обгонять их справа - у них очень плохой обзор. Если вы пошли на обгон - переключитесь на более низкую передачу, посмотрите, что и вас в этот момент не обгоняют, включите указатель поворотов, можете мигнуть фарами или включить ближний свет, крепко возьмитесь за руль двумя руками.
Если вы уже почти завершаете обгон, но видите, что возможно не успеваете, лучший выход - не тормозить - выжмите все что можно, сигнальте обгоняемому и встречному клаксоном и светом (пусть снизят скорость - что чаще всего случается и без нашей просьбы). В крайнем случае - уходите влево по возможности, ну а в самом крайнем случае - наваливайтесь на попутчиков - это всяко лучше лобового удара. Не забывайте, что при резком нажатии на газ у некоторых машин (со слабым карбюратором) может выйти провал в мощности и, соответственно некоторое замедление. Так что если ваша машина этим страдает - имейте в виду и будьте вдвойне внимательны при обгоне. ПОМНИТЕ, ЧТО В ПДД РФ ЕСТЬ ПУНКТ О ТОМ, ЧТО ВЫ НЕ ИМЕЕТЕ ПРАВА ПРЕПЯТСТОВАТЬ ОБГОНУ. Более того, если обгоняющий Вас допустил ошибку в расчётах при обгоне, Вы должны разрешить обгоняющему перестроиться и встать перед Вами. Не забудьте при этом снизить скорость. Этот пункт специально для некоторых дальнобойщиков, которые забыли о существовании ПДД. Но и водителям легковых автомобилей это знать не помешает.
Фуры на спуске всегда разгоняются, набирая инерцию перед подъемом - не рекомендуется обгонять их в этой ситуации - вы можете им сильно помешать, а если уж сделали обгон - то сразу отрывайтесь. Кроме того будьте всегда осторожны с фурами - это один из самых сложных и опасных видов обгона -- из-за их длины, психологии дальнобойщиков и специфики управления таким монстром.
Трасса - ночная езда.
Если есть возможность избежать ночной поездки - сделайте это. Измените режим движения в сторону уменьшения промежутков между остановками для отдыха. "Комфортная скорость" ночью по определению ниже дневной - даже и не пробуйте удерживать дневную скорость. Выключайте дальний свет при приближении встречного, при приближении к попутчику, после того, как вас обогнали. Даже ближний свет слепит - поэтому при разъезде с другими машинами отводите взгляд вправо-вниз.
Если попутная машина торомозит вас и вы хотите, чтобы она вам уступила дорогу, то не моргайте дальним светом - два- три раза погасите и вновь включите ближний свет - результат тот же - а опасности (в том числе и для вас) меньше. Хотя вроде есть более - менее общепринятая световая сигнализация. при движении по дороге с отсутствием освещения (особенно на юге) бывает трудно (при отсутствии высокой растительности по сторонам от дороги) отслеживать границу дороги.... в этом случае полезно пустить разделительную полосу (встречных или попутных полос) между колесами. Правда есть опасность впасть в некоторый ступор - поэтому активно передвигайте взгляд по дороге, приборной доске. Внимательнее прислушивайтесь к поведению машины - вы не можете на глаз оценить качество дорожного покрытия. Особое внимание уделяйте знакам "Опасный поворот", "Неровная дорога".
Обгоны. Опять же мы в большей степени говорим об обгонах с выездом на встречную полосу. Ночной обгон на порядок опаснее дневного, все, что сказано выше справедливо и для ночных условий, но есть еще и другие советы. Не определяйте расстояние до встречных машин по яркости света их фар - можно жестоко обмануться. Лучше всего ориентироваться на габаритные огни попутных машин перед вами - они практически все одинаковой яркости. Идите на обгон при 200-т процентной уверенности в успехе маневра - дайте себе двукратный запас надежности на возможную ошибку. Не рекомендуется совершать несколько обгонов подряд при достаточно интенсивном встречном движении.
ГИБДД на трассе.
Весьма существенную часть нашего путешествия занимает общение с работниками ГИБДД (ГАИ, ДАI и т.п.). Главное правило - не наглейте. В их власти сделать вам гадость и немалую. Приближаясь к стационарному посту, уменьшите скорость, хотя бы накиньте ремень безопасности. При проезде поста не смотрите в глаза сотруднику - если махнет палкой - увидите краем глаза. Вы можете смело не останавливаться (если ничего не нарушили), если вас тормозят за пределами стационарных постов - особенно ночью.
Для подстраховки - доберитесь до ближайшего стационарного поста и поставьте сотрудников поста в известность, что вас пытались остановить на трассе - это будет самое правильное поведение.
Типичные места засад сотрудников на трассе:
- небольшие населенные пункты с белым фоном знака - проверяют скоростной режим; - длинные участки дороги с запрещением обгона или сплошной разделительной полосой - правила обгона; - в транзитных городах; - при использовании "экзотических знаков" (типа "Полоса только для общественного транспорта") или соблюдение предписаний знака.
Сотрудники особо придираются к иногородним - своих могут просто отпустить. Так что если вы хорошо знаете местные населенные пункты - можете попробовать "покосить" под местного. Часто бывает (особенно на юге) сотрудники выписывают квитанцию - деньги брать просто так отказываются, причем выписывают 0,5 МРОТ, независимо от характера нарушения. Чем дальше от Москвы тем меньше размеры "взносов" - имейте в виду, что чаще всего 50 рублей - более чем достаточно, но если вы на навороченной машине - тут уж скидки не действуют. Если что-то нарушили и вас отловили - не спорьте - а лучше своим поведением сократите размер оплаты провинности. Никогда не предлагайте в наглую денег - типа "на !" - делайте это с юморком - дешевле обойдется. Никогда не начинайте песню типа: "Вот я до Москвы доеду - и ты на следующий день вылетишь из органов" - боюсь до Москвы вы можете добраться нескоро в этом случае.
всегда сигнализируйте светом встречным о поджидающих их засадах, ночью лучше двойным - тройным выключением - включением ближнего света- а то ослепите встречного- он и до засады не доедет. Хотя, здесь стоит сказать о важном моменте. Предупреждать встречных о засадах ГИБДД, конечно же надо, кроме одного случая. Если Вы въехали в зону населенного пункта, где ограничение скорости 60 км. в час. максимум, то Вы сделали правильно. Проехав мимо засады ГИБДД, вы видите встречного, который несётся со скоростью 120. Если Вы в населенном пункте предупредите такого встречного о засаде, Вы автоматически способствуете увеличению смертности в этом городе. Подумайте об этом. Мы не против скорости, мы за скорость, но только не в населённых пунктах. Подавайте сигналы встречным только в том случае, если расстояние до засады не превышает двух километров. Если встречный поморгал, и есть предпосылки для засады - снижайте скорость - будьте особо внимательны. Не забывайте включить антирадар.