Россия
Эрмитаж
Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. Ведущее место в этом неповторимом архитектурном ансамбле, сложившемся в XVIII-XIX веках, занимает Зимний дворец – резиденция русских царей, построенная в 1754-1762 годах по проекту Ф.Б. Растрелли. В музейный комплекс входят также восточное крыло здания Главного штаба, Меншиковский дворец и недавно построенное Фондохранилище.
Почти за два с половиной столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших коллекций, насчитывающая около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Сегодня, при помощи современных технологий музей создает свой цифровой автопортрет, который смогут увидеть во всем мире.
Отдел западноевропейского искусства – один из старейших и самый крупный научный отдел музея. В его состав входят шесть секторов: живописи XIII-XVIII веков и живописи XIX-XX веков, рисунков, гравюр, прикладного искусства, металла и камня. В отделе работает 76 сотрудников, среди них 6 докторов и 24 кандидата наук. В фондах отдела хранится около 600 000 экспонатов. Постоянные выставки западноевропейского искусства занимают в Эрмитаже около 120 залов.
В состав одного из старейших отделов – отдел античного искусства – входят два сектора: Древней Греции и Рима и Северного Причерноморья. В отделе работают 22 сотрудника, среди которых 5 кандидатов наук. Выставки отдела занимают около 20 залов. Фонды насчитывают около 140 000 экспонатов. Коллекция античных древностей в Эрмитаже насчитывает свыше 106 тысяч памятников, представляющих культуру и искусство Древней Греции, Древней Италии и Рима, античных колоний Северного Причерноморья. Самые ранние из них восходят к III тысячелетию до н.э., самые поздние датируются IV веком н.э.
В 1931 году на основе эллино-скифского отделения древностей Эрмитажа был организован отдел археологии восточной Европы и Сибири. Здесь работает 30 сотрудников, из них 4 доктора и 11 кандидатов наук. Фонды отдела насчитывают почти 500 000 памятников. Выставки занимают 33 зала.
Отдел истории русской культуры – самый молодой в музее. Он был основан в апреле 1941 года, но окончательно оформился после Великой Отечественной войны. В отделе работает 34 сотрудника, из них 2 доктора и 13 кандидатов наук. Выставки отдела занимают свыше 50 залов. Фонды насчитывают более 300 000 экспонатов. Собрание Русского отдела Эрмитажа, насчитывающее свыше 300 тысяч экспонатов, отражает тысячелетнюю историю России. Духовный мир и образ жизни человека Древней Руси воссоздают иконы и произведения художественного ремесла. Эпоха грандиозных преобразований предстает перед нами в памятниках времени Петра Великого. Произведения прославленных мастеров XVIII века : художников, скульпторов, мастеров прикладного искусства донесли до нас блеск царствования Елизаветы Петровны и величие эпохи императрицы Екатерины Великой.
В филиале Эрмитажа "Дворец Меншикова" расположена экспозиция "Культура России первой трети XVIII века", особой достопримечательностью которой являются интерьеры, сохранившие подлинную отделку XVIII столетия. В отделе работают 59 сотрудников, среди которых 2 кандидата наук. Дворец князя Александра Даниловича Меншикова, первого губернатора Санкт-Петербурга, был заложен на Васильевском острове в 1710 г. Это одно из первых сохранившихся зданий нашего города, совмещавшее жилые и административные функции.
Облик дворца уникален, он сложился в ходе длительного, поэтапного строительства с 1710 по 1727 гг. В его сооружении и отделке принимали участие западноевропейские архитекторы и мастера: Джованни Марио Фонтана, Иоганн Готфрид Шедель, Доменико Трезини, Карло Бартоломео Растрелли, Георг Иоганн Маттарнови, Жан-Батист Александр Леблон. Их идеи воплощались в жизнь русскими мастерами - каменщиками, штукатурами, плотниками, столярами, резчиками, кафельниками, живописцами.
В составе отдела культуры и искусства народов Востока, созданного в 1920 году, четыре сектора: Древнего Востока, Византии и Ближнего Востока, Средней Азии и Кавказа и Дальнего Востока. В отделе работает 42 сотрудника, в том числе 6 докторов и 21 кандидат наук. Выставки располагаются в 78 залах. Хранение насчитывает около 180 000 экспонатов.
Отдел нумизматики – это один из старейших в музее отделов: первые покупки монет и медалей императрицей Екатериной Великой относятся к 1764 году. В отделе работает 24 сотрудника, среди которых 2 доктора и 5 кандидатов наук. Хранение включает свыше 1 115 000 предметов и подразделяется на два сектора: античных и восточных монет и нумизматических памятников Европы и Америки. Экспонаты отдела представлены в Галерее Отдела нумизматики и других залах музея.
По количеству единиц хранения фонды отдела нумизматики составляют более трети материалов музея. Нумизматическая коллекция Эрмитажа давно заслужила славу одной из крупнейших в нашей стране. Основную часть нумизматического собрания составляют монеты: античные (около 120 000), восточные (свыше 220 000), русские (около 300 000) и западные (около 360 000). В состав нумизматической коллекции также входят памятные медали (около 75 000), ордена, наградные знаки и медали, значки (около 50 000) и разнообразные сфрагистические материалы.
Арсенал – самостоятельный сектор. Начало формированию коллекции положено в первые десятилетия XIX века великим князем Николаем Павловичем (будущим императором Николаем I). В секторе работает 5 сотрудников, в том числе 1кандидат наук. Фонды насчитывают около 16 000 первоклассных образцов вооружения разных эпох и стран. Основная экспозиция располагается в Рыцарском зале. Коллекция Арсенала Эрмитажа насчитывает более 15 тысяч предметов русского, западноевропейского и восточного оружия и дает исчерпывающую картину развития оружейного искусства с эпохи раннего средневековья до начала XX века. По количеству и широте подбора экспонатов она является самой большой в России и одной из лучших в мире.
Отдел истории и реставрации памятников архитектуры создан в 1975 году как Отдел главного архитектора, статус научного отдела получил в 1992 году. В отделе три сектора: архитектурно-реставрационный, научно-исследовательский и архитектурно-археологический. В отделе работает 24 сотрудника, из них 1 доктор архитектуры и 4 кандидата наук.
Научная библиотека – неотъемлемая часть Эрмитажа с момента его создания. В основу библиотеки легла собственная книжная коллекция супруги императора Петра III, будущей императрицы Екатерины II. В настоящее время эрмитажная библиотека хранит свыше 700 000 изданий по искусству, истории и историческим наукам, архитектуре и культуре на всех европейских и восточных языках. Кабинет редких книг и рукописей насчитывает около 10 000 редких изданий.
Отдел научно-технической экспертизы был создан в 1936 году, как один из первых в мире рентгеновских кабинетов. С 1970-х годов как самостоятельная лаборатория, с 1997 в качестве самостоятельного отдела. Является одним из крупнейших в стране центров научно-технической экспертизы художественных памятников. Отдел изучает материалы и технологии, осуществляет технико-технологическую экспертизу и аутентификацию музейных памятников на основе применения современных методов естественных наук.
Лаборатория научной реставрации часов и музыкальных механизмов создана в 1995 году и занимается всеми вопросами, связанными с исследованием, реставрацией и обслуживанием часов и музыкальных механизмов, имеющихся в коллекции Эрмитажа.
Эрмитажный театр – один из старейших в Санкт-Петербурге и в России – был построен по указанию Екатерины Великой в 1782-1785 годах по проекту архитектора Джакомо Кваренги в строгом классицистическом стиле на месте бывшего Зимнего дворца Петра I. Необычный зрительный зал устроен наподобие античного. От сцены амфитеатром поднимаются вверх полукруглые ряды скамей. Стены и колонны декорированы цветным искусственным мрамором. В нишах расположены скульптуры Аполлона и девяти муз, а над ними барельефы с портретами знаменитых музыкантов и поэтов.
Первый сезон в Эрмитажном театре открылся 16 ноября 1785 года представлением комической оперы "Мельник, колдун, обманщик и сват" (музыка М.Соколовского, либретто А.Аблесимова). Спектакли давались два-три раза в неделю. Все театральные труппы Петербурга – русская, итальянская, французская, немецкая и балет – так или иначе, в отдельности и вместе, были заняты в придворных спектаклях, особенно в постановках по собственным либретто императрицы.
В начале 1980-х годов было принято решение провести полный капитальный ремонт и реставрацию всего здания театра. В ходе реконструкции и переоборудования была создана система синхронного перевода (до 5 языков одновременно), построена киноустановка с аппаратурой обратной проекции, установлено компьютерное управление освещением сцены и зала. 7 января 1991 года Эрмитажный театр вновь открыл свои двери перед публикой.
Зимний дворец – самое большое здание музейного ансамбля Эрмитаж – строился как официальная царская резиденция по заказу дочери Петра Великого Елизаветы Петровны с 1754 г. по 1762 г. Автор проекта – выдающийся архитектор эпохи барокко Бартоломео Франческо Растрелли.
Трехэтажное здание, занимающее целый квартал поражает грандиозностью масштаба и великолепием отделки. Разнообразие впечатлений, которые Зимний дворец производит с разных точек зрения рождено и различным композиционным решением фасадов, которые при общей симметрии отличается ритмами архитектурных масс, и богатством пластического декора. Причудливые формы наличников, пышные коринфские капители колонн, изгибы сложных карнизов, изобилие статуй и ваз на крыше, нарядная окраска придают облику здания пышность, свойственную стилю русское барокко.
Работы по строительству Зимнего дворца были завершены после смерти Елизаветы Петровны. С 1762 г. до февраля 1917 г., когда в результате революционного переворота была свергнута правящая династия Романовых, дворец являлся официальной императорской резиденцией русских монархов.
С Зимним дворцом и его обитателями были связаны важнейшие события истории России, здесь протекала и частная жизнь русских монархов и членов их семей. Сохранившиеся дворцовые интерьеры, в которых ныне расположены коллекции музея Эрмитаж, имеют не только художественную, но и историческую ценность.