Россия
Псковская область
Псковская земля — край с удивительной историей, край, который можно назвать хранителем русской старины. Все более значимые события российской истории так или иначе связаны с Псковщиной.
В 2003 году прошло празднование 1100-летия города Пскова, сердца Псковского края. Первое летописное упоминание о Пскове относится к 903 году, когда киевскому князю Игорю привезли из Пскова невесту «именем Ольгу». Однако возник Псков гораздо раньше, о чем свидетельствуют данные археологических исследований. Впрочем, хорошо знали это и древние летописцы, недаром в одной из летописей сказано: «А о Плескове граде от летописания не обретается воспомянуто, от кого создан бысть и которыми людьми…».
Позднее сложилась и красивая легенда об основании города на Великой, связанная с именем святой и равноапостольной княгини Ольги, родившейся неподалеку от Пскова, в погосте Выбуты.
…Как-то, уже будучи великой княгиней киевской и христианкой, объезжала Ольга свои обширные владения — погосты и дани устанавливала. Остановившись на берегу реки Великой, чтобы отдохнуть, увидела она чудное знамение. Три луча пролились с небес на землю и пересеклись на каменистом мысу у слияния двух рек — Псковы и Великой.
Пораженная этим видением, Ольга воскликнула: «На этом месте будет храм Святой Троицы и град велик, славен и во всем изобилии!..» Возвратясь в Киев, великая княгиня не позабыла о своем обещании на берегу пустынной реки, велела послать туда много золота и серебра для постройки храма, заложить город Псков и населить его жителями…
Так, по легенде, возник город Псков и первый на Руси храм во имя Святой и Живоначальной Троицы, в обновленном виде и поныне стоящий в центре Кремля. Много позже на том месте, с которого Ольга любовалась на огненные лучи, была построена небольшая часовня и названа Ольгинской.
С конца IX и до XII века Псков, как составная часть обширных новгородских земель, входил в состав Древнерусского государства — Киевской Руси. Когда же распри и междоусобицы князей расчленили наследие святой княгини Ольги и Владимира Крестителя на множество «суверенных» земель, Псков отходит под юрисдикцию Великого Новгорода. При этом остается достаточно самостоятельным городом, с которым, как ни с каким другим, считалось горделивое новгородское вече при решении важнейших вопросов.
Реальная, знаковая мощь псковского веча рельефно проявилась уже в 1137 году, когда псковичи призвали на княжение изгнанного из Новгорода князя Всеволода Мстиславича, внука Владимира Мономаха. Этим политическим шагом псковичи открыто бросили вызов своему «старшему брату». Князь Всеволод, в святом крещении Гавриил, был позднее причислен к лику святых.
Уже со второй половины XIII века, со времени княжения в городе Довмонта, в крещении Тимофея (1266-1299 гг.), Псков фактически становится независимым от Господина Великого Новгорода. Бежавший от преследований из Литвы и принятый псковичами, Довмонт княжил в Пскове 33 года. Снискавший любовь и популярность псковичей прежде всего за мужество и воинскую доблесть (в многочисленных сражениях Довмонт не потерпел ни одного поражения), князь всю жизнь не только успешно воевал, но и обустраивал город, ставший ему родным.
Приграничное положение Пскова способствовало росту внешней торговли. Несмотря на постоянные столкновения с Ливонским орденом, псковичи успешно торговали с Нарвой, Ригой, Дерптом, Полоцком, позднее — с городами Ганзейского союза. Псков не только интенсивно поставлял свои товары в Западную Европу, но и являлся крупным передаточным пунктом товаров в русские города и княжества, и в далекие восточные страны. На Запад из Пскова шли караваны с мехом, медом, воском, кожей, щетиной, салом, льном и многим другим. С Запада иноземные купцы везли в Псков золото, серебро, медь, олово, свинец, сукно, полотна, драгоценные камни, вина, пряности, пергамент.
И все же понадобилось еще почти сто лет, чтобы Новгород официально, подписанием Болотовского договора в 1348 году признал независимость Пскова: «…Чтобы новгородские посадники в Пскове не управляли и не судили, чтобы в церковных делах от имени новгородского епископа судил пскович, чтоб никого из Пскова не вывозили в Новгород для службы в войне…».
Вот в эти-то полтора с лишним столетия, с 1348 по 1510 годы, и расцвел на Русской земле удивительный феномен — Псковская вечевая республика.
Ее государственное устройство походило на государственное устройство Новгорода. Верховным органом власти было вече. На вече могли приходить все свободные взрослые мужчины, главы семей и владельцы дворов в Пскове. Поэтому вече называют народным собранием. Но господствовали на вече бояре. Вече было высшим законодательным органом, только оно могло принимать новые и отменять старые законы. В 1467 году вече утвердило сборник законов Псковской республики — Псковскую судную грамоту. Вече объявляло войну и заключало мир, принимало и отправляло послов. На вече же решались важнейшие вопросы внутренней жизни Пскова. Вечевые собрания обычно происходили внутри Крома, на площади перед Троицким собором. Созывались они звоном вечевого колокола, который висел на Троицкой звоннице.
В Пскове был князь, но его власть не была наследственной. Псковичи приглашали к себе князей из других русских княжеств, иногда из Литвы, потому что нуждались в военачальнике и его дружине для борьбы с врагами. Нередко они изгоняли своих князей, если те их не устраивали, и приглашали других. Вновь призванный князь приносил клятву верности Пскову — «целовал ему крест» — и поселялся на княжьем дворе. Право суда принадлежало князю полностью. Верховным судебным органом была господа. Во второй половине XV в. в состав господы входили князь, два степенных посадника и сотские — представители городских низов, «чёрных людей».
Исполнительная власть принадлежала посадникам. Свое государство псковичи называли просто Псковом или Псковской землей. Псковская земля делилась на волости, центрами которых были пригороды — зависимые от Пскова города.
Псковские пригороды, возможно, тоже имели каждый свое вече, но посадников им присылали из Пскова, и в делах государственного управления они полностью подчинялись главному городу.
Постоянная угроза, исходившая с запада, заставила псковичей строить оборонительные сооружения. Более того, в отличие от замков и крепостей средневековой Европы, защищавших только феодалов, псковские крепости строились для защиты всего населения, в том числе крестьян, от внешнего врага. Вот почему они были так многочисленны и имели большие по тем временам размеры. Изборск, Вышгород, Красный, Гдов, Остров, Опочка, Велье, Воронич, Кобыла, Дубков — эти и другие псковские пригороды-крепости первыми принимали на себя удары иноземцев, тем самым давая Пскову возможность собраться с силами.
Матвей Меховский, автор историко-географического трактата о Восточной Европе, изданного в 1517 году, писал: «Земля Псковская имеет 30 каменных замков по направлению к Ливонии, каких нет ни в Московии, ни в Литве». В этом было некоторое преувеличение. Опираясь на Остров, Изборск, Гдов, Опочку и другие крепости, псковичи успешно сдерживали натиск немцев и литовцев с запада, защищая тем самым границы русского государства. А много позднее, во время осады Пскова войсками польского короля Стефана Батория в 1581 году, секретарь короля Ян Пиотровский писал в своем походном дневнике: «Любуемся Псковом. Господи, какой большой город! Точно Париж!… Город чрезвычайно большой, какого нет во всей Польше, — весь обнесен стенами, за ними красуются церкви, как густой лес, все каменные…»
Будучи форпостом Руси на Северо-Западе, Псков фактически в одиночку противостоял воинственным соседям: с запада псковские земли подпирал Ливонский орден, с юга — враждебная Литва.
Главная угроза миру и безопасности на протяжении нескольких веков исходила от Ливонского ордена, ведь почти вся русско-ливонская граница (480 километров из 500) приходилась на псковские земли, и Псков первым принимал бесчисленные удары немецких рыцарей. Сам Псков находился от немецкого рубежа всего в 40 верстах, а Изборск — вторая по мощности псковская крепость — в 10 верстах. Надо полагать, само провидение расположило Псковскую землю в виде гигантского оборонительного вала, протянувшегося с севера на юг.
Стоит только раскрыть страницы псковских летописей, как с них доносятся бесчисленные свидетельства упорного приграничного противостояния, воинской славы и доблести псковичей. Вот, например, 1240 год. Тевтонские рыцари безжалостно жгут и грабят псковский край.
В 1242 году Александр Невский вместе с дружиной одержал блистательную победу над немецкими рыцарями на апрельском льду Чудского озера, устранив, тем самым, прямую угрозу захвата русских земель. Но вплоть до уничтожения Ливонского ордена во второй половине XVI века от рыцарей исходила постоянная угроза псковским владениям.
Как тут не упомянуть подвиг псковичей в годы Ливонской войны. Оборона Пскова от войск польского короля Стефана Батория в 1581-1582 гг. — это высшее проявление стойкости и мужества псковичей, их ратные умения.
В течение осады псковичи отбили 31 приступ многократно превосходящего врага и сами совершили 46 вылазок против королевских войск. Историк Н. М. Карамзин позднее заметил, что если бы в истории Пскова была только одна страница — осада Батория, то и за одно это спасенная Россия должна быть вечно благодарна этому старинному городу.
Но уже 33 года спустя Псков в одиночестве, лишенный какой-либо помощи, опять противостоит целой армии, на этот раз шведского короля Густава Адольфа. И вновь одерживает победу над одной из самых лучших армий Западной Европы.
Вся история средневекового Пскова — это история беспрерывных войн, вражеских набегов, осад и боевых походов. Автор «Спутника по древнему Пскову» Н. Ф. Окулич-Казарин подсчитал, что только по сведениям уцелевших письменных источников с 1116 по 1709 годы, Псков вел 123 войны с внешними врагами. Согласимся, что подобный ратный труд и не всякому государству под силу. А Псков не только выдерживал, но и побеждал. Причем ни разу не был захвачен врагом. За исключением, разве что, единственного случая, когда с помощью измены и обмана немецкие рыцари завладели городом в 1240 году.