Начнем мы свой рассказ с замечательного города Владимира. У каждого православного этот город связан с иконой Владимирской богоматери, известная как «Богоматерь Владимирская». Эта икона была написана евангелистом Лукой на доске от стола, принадлежавшего Святому Семейству. В V веке из Иерусалима икона попала в Константинополь. В XII веке Лука Хрисоверг - константинопольский патриарх - передал ее в дар великому князю Юрию Долгорукому. Сын Юрия Долгорукого князь Андрей получил от отца в 1155 г. в удельное владение Вышгород Киевский. Там, в женском монастыре была помещена икона. Но чудесным образом икона покинула свое место и повисла в воздухе. После того, как явление повторилось, князь Андрей истолковал это таким образом, что икона желает быть помещенной в другом храме. Он отвез ее во Владимир - новую столицу Руси. Икону поместили в Успенский собор. Как известно, в 1185 г. храм сгорел, но икона осталась невредима. После разорения Владимира татарами и нового пожара в соборе икона вновь не пострадала. В 1395 г., в период нашествия Тамерлана, икону временно перевезли в Москву. В память о чудесном избавлении от захватчиков на Кучковом поле в Москве построили Сретенский монастырь. Окончательно икону перенесли в Москву в 1408 г. С Владимирской иконой Божией Матери связано много чудес. Икону почитали как покровительницу Русской земли. Также знаменит этот город Успенским собором.
Успенский собор - прекрасный образец русской архитектуры XII века. Это была крупнейшая постройка новой столицы. Собор стоит на вершине высокого холма, господствуя над панорамой Владимира. Он был заложен в 1158 г. одновременно с началом строительства оборонительного кольца вокруг города. Для возведения собора «Бог привел мастеров из всех земель», в том числе из западных стран.
В 1185г. собор пострадал во время сильного пожара. Восстановить в прежнем виде Успенский собор не удалось. Поэтому храм окружили галереями, по углам которых поставили четыре главы. Перестройка завершилась в 1189г. Но в 1238 г. татары, захватив город, подожгли собор, в котором укрылись многие горожане, в том числе княжеская семья. Собор пострадал от пожара, но не разрушился. Хотя на этом его злоключения не закончились. Храм еще неоднократно горел и был разорен. Крайне обветшавший к XVIII веку, он имел множество серьезных повреждений. Его починили, внеся значительные изменения в древний облик. И только реставрация 1888-1891гг. вернула Успенскому собору первоначальный вид. Дмитриевский белокаменный собор Расположен рядом с Успенским. Он построен в 1194-1197 гг. князем Всеволодом III как дворцовый храм в честь покровителя князя святого Дмитрия Солунского и в связи с рождением княжеского сына Дмитрия. Храм воплощает в себе идею прославления могущества Владимирской земли и самого Всеволода.
Собор представляет собой крестово-купольный храм кубической формы с тремя полукруглыми апсидами на востоке, увенчанный одной шлемовидной главой на цилиндрическом барабане. При его возведении использована традиционная для владимирского зодчества техника белокаменной кладки. По архитектурной композиции и пропорциям собор является характерным образцом владимирского зодчества XII в. на этапе его наивысшего развития.
Необычно по сравнению с храмами-предшественниками белокаменное фасадное убранство Дмитриевского собора. Всего в скульптурном декоре храма насчитывается около полутора тысяч резных камней. Собор как бы покрыт тончайшим кружевом. В сюжетах резного убранства собора показана грандиозная картина мира во всех его проявлениях, утверждается идея укрепления княжеской власти и внедрения новых религиозных идеалов в сознании людей. В конце XII в. собор был расписан. Живопись выполнена в технике фрески. В настоящее время древняя живопись сохранилась лишь на центральном и южном (большом и малом) сводах под хорами. Много еще во Владимире церквей, которые способны принести мир и покой сердцу каждого верующего, но наш путь лежит дальше.
А отправимся мы с вами в Суздаль в Покровский монастырь. С высокого берега реки Каменки открывается дивная картина: Суздальский Покровский монастырь. Историк В.О. Ключевский назвал его среди самых первых монастырских центров на Руси.
Покровский монастырь был основан в 1364 г. стараниями Суздальско-Нижегородского князя Андрея Константиновича и настоятеля Спасо-Евфимиева монастыря Евфимия. Мимо монастыря пролегала одна из крупных торговых дорог того времени, ведущая из Суздаля в Москву, растущую столицу Русского государства. В XVI в. Покровский монастырь - один из самых влиятельных и богатых русских монастырей, владеющий более 7000 крепостных крестьян.
Каменный ансамбль складывается уже в XVI в. Строительство начинается при великом Московском князе Василии III. На его вклады строится величественный Покровский собор с усыпальницей, колокольня и надвратная Благовещенская церковь. Покровский собор и Благовещенская церковь имеют трехглавое завершение, что в XVI в. было большой редкостью. В усыпальнице собора похоронены многие знатные постриженицы: дочь Ивана III, жена Василия IV, пятая жена Ивана Грозного, вдова его сына Ивана, убитого грозным царем, княгиня Старицкая, дочь царя Василия Шуйского Анастасия и многие другие.
Яркая страница монастыря связана с пребыванием здесь жены Василия III Соломонии Юрьевны Сабуровой. Она была необыкновенной красавицей, но у нее не было детей. Поэтому она упросила великого князя дать ей развод и удалиться в монастырь. Здесь она приняла новое имя - София. Она прославилась своей подвижнической жизнью. Из церковных источников мы узнаем, как почитал народ святую подвижницу, как знатные и простые богомольцы у гроба ее получали исцеление, как защитила преподобная своим чудесным явлением свой монастырь от разграбления поляками в XVII в. В 1995 г. мощи св. Софии были перенесены из усыпальницы в собор.
С северной стороны от собора стоит трапезная палата с церковью Зачатия святой Анны. Архитектура памятника необычна, декоративная отделка здания говорит о влиянии западноевропейской архитектуры. Строил трапезную Иван Грозный в середине XVI в.
В конце XVII в. в Покровском монастыре находилась в ссылке жена Петра Великого Евдокия Лопухина. Известно, что в монастыре она нарушала церковные обеты и принимала участие в заговорах против мужа, за что была позже сослана в один из отдаленных северных монастырей. Последние годы жизни жила в Москве, в Новодевичьем монастыре, где и похоронена.
В 1922 г. монастырь закрыли, территория его была использована под биохимическую лабораторию. Затем кельи стали жилыми домами, а с 1980 г. здесь разместился туристический комплекс. Лишь Приказная изба XVII в. используется под музей. Зачатьевская трапезная церковь времен Ивана Грозного была превращена в ресторан.
Возрождение Покровской обители, этого древнего очага русской духовности, началось в 1992 г. Постепенно были переданы монастырю Покровский собор, надвратная церковь, здание богадельни, где разместились кельи сестер, деревянный дом XIX в. Остальные здания - новые деревянные дома, Трапезная - гостиница "Покровская", филиал Главного туристского комплекса.
Как не обидно, но пора нам с вами расстаться, но не надолго. Как и обещалось в начале, в следующих материалах. Приятного вам путешествия и отдыха!
Хотите увидеть все это
своими глазами?