Со святками, связывались в народе различные запреты, многие из которых были традиционными для всех праздников вообще. Так, во время святок с наступлением темноты запрещалось работать; любая работа в это время считалась грехом.
Вечернее время святочного периода (особенно вторая его половина) звалось в народе «страшными вечерами» и повсеместно считалось временем особого разгула нечистой силы и появления на земле душ умерших, поэтому традиционными блюдами этих дней были блины, овсяный кисель, а также кутья - круто сваренная каша из ячменной или пшеничной крупы, нередко разбавленная медом.
Святки считались временем развлечений и преимущественно молодежным праздником, и апогеем праздника служили всевозможные затеи юношей и девушек – неженатой молодежи. В это время принято было устраивать шумные веселые гульбища и игрища, собираться на вечёрки, гадать. К празднику святок готовились едва ли не за целый месяц: девушки шили себе наряды, парни готовили маскарадные костюмы…
В избу, где проходила вечёрка, в 6 - 7 часов вечера первыми собирались девушки, делали последние приготовления и переодевались в праздничные наряды. Чуть позже подходили парни и другие жители деревни, которые уже обошли все дома наколядовали полный мешок угощений. Пока молодежь пела, водила хороводы, плясала и играла в игры, взрослое население рассматривало и оценивало наряды парней и девушек, следило за их развлечениями и обсуждало самые разнообразные вопросы.
В самый разгар вечерки в избе появлялись «шуликаны» - ватага одетых в пестрые, самые немыслимые костюмы молодых парней. Закутанные в вывернутые овчинные шубы, с масками на лицах, парни мордами, рогами, клювами масок старались задеть,уколоть, «забодать» девушек, пришедших на вечеринку. «Шуликаны» на определенное время, иногда достаточно продолжительное, завладевали вниманием всех присутствующих. Все эти действия имели отношение к продуцирующей магии.
Начинались игры ряженых, участниками которых становились все находящиеся в избе. Традиционно игры с поцелуями были позволительны в основном только в Святки. Тема брака, активно звучавшая в песнях и играх, хороводах и действах ряженых, превращала святочные игрища в важный период в семейно-брачной обрядности.
Большинство святочных хороводов основывалось на выборе пары. В этом смысле собрания молодежи в Святки представляли собой подготовку и испытание для тех, кто достиг брачного возраста, тем более, что после святочного периода наступает «мясоед» - традиционное время свадеб у русских сибиряков.