Коломна находится на юго-востоке Московской области, у слияния Москвы-реки и Оки. Первое упоминание Коломны в летописи в 1177 году условно считается датой основания города. Это наиболее древняя из московских порубежных крепостей. Выгодное ее положение – вблизи важных торговых и водных путей не раз делало этот город объектом притязаний владимирских, рязанских, а затем и московских князей. Окончательно Коломна вошла в состав Московского княжества в 1306 году. Так она стала передовым форпостом в борьбе с татаро-монгольскими завоевателями. Коломна – один из самых любимых городов Дмитрия Донского. Именно здесь в 1366 году, в Воскресенской церкви Спасского монастыря, 16-летний великий князь Московский Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты, тогда еще будущий полководец Дмитрий Донской, венчался с суздальской княжной Евдокией. Эта свадьба носила политический оттенок – два сильных княжества, Московское и Суздальско-Нижегородское скрепляли таким путем свои дружеские отношения.
И здесь же, в грозном августе 1380 года собирал князь Дмитрий войска для решающей битвы на Куликовом поле с Мамаевым войском. Он призвал всех "главы своя положить за землю Русскую!". За городом, на Девичьем поле состоялся смотр русским войскам перед походом. Как писал Карамзин в "Истории государства Российского": "Великий князь хотел осмотреть все войско: никогда еще Россия не имела подобного, даже в самые счастливые времена ее независимости и целости: более ста пятидесяти тысяч всадников и пеших стало в ряды, и Дмитрий, выехав на обширное поле Девичье, с душевной радостию видел ополчение столь многочисленное, собранное его монаршим словом в городах одного древнего Суздальского княжества, некогда презираемого князьями и народами южной России". Можно сказать, что на Девичьем поле замерла вражда межу русскими княжествами, это поле примирения и объединения. "И суздальцы, и владмирцы, и ростовцы, и псковичи пошли сражаться как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах. После этого события возникла новая этническая общность – Московская Русь", - так писал Лев Гумилев в книги "От Руси до России". Девичье поле находится на живописном левом берегу реки. Это одно из самых красивых мест на Оке. Неслучайно для съемок фильма «Александр Невский» Сергей Эйзенштейн выбрал это место у села Протопопово, построил макеты церквей на берегу Оки и на лужке у святого колодца.
И здесь же, в грозном августе 1380 года собирал князь Дмитрий войска для решающей битвы на Куликовом поле с Мамаевым войском. Он призвал всех "главы своя положить за землю Русскую!". За городом, на Девичьем поле состоялся смотр русским войскам перед походом. Как писал Карамзин в "Истории государства Российского": "Великий князь хотел осмотреть все войско: никогда еще Россия не имела подобного, даже в самые счастливые времена ее независимости и целости: более ста пятидесяти тысяч всадников и пеших стало в ряды, и Дмитрий, выехав на обширное поле Девичье, с душевной радостию видел ополчение столь многочисленное, собранное его монаршим словом в городах одного древнего Суздальского княжества, некогда презираемого князьями и народами южной России". Можно сказать, что на Девичьем поле замерла вражда межу русскими княжествами, это поле примирения и объединения.
"И суздальцы, и владмирцы, и ростовцы, и псковичи пошли сражаться как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах. После этого события возникла новая этническая общность – Московская Русь", - так писал Лев Гумилев в книги "От Руси до России". Девичье поле находится на живописном левом берегу реки. Это одно из самых красивых мест на Оке. Неслучайно для съемок фильма «Александр Невский» Сергей Эйзенштейн выбрал это место у села Протопопово, построил макеты церквей на берегу Оки и на лужке у святого колодца.
Этот колодец – не просто колодец. Он имеет замечательную историю. Есть древнее предание о том, как плыл преподобный Сергий Радонежский по Оке освящать Голутвин монастырь, захотел пить и сошел у красивой излуки реки на берег. Сергий взошел на крутояр, ударил посохом о землю – и на этом месте забил родник. С тех пор его и называют святым. До революции над ним стояла часовенка, и на Троицу от местной Троицкой церкви сюда шел крестный ход с иконой Сергия Радонежского. Сейчас уже нет той часовенки, а колодец со святой водой стоит и поныне.
Но вернемся к событиям Куликовской битвы.
"Кони ржут на Москве, звенит слава по всей Земле Русской. Трубы трубят на Коломне, в бубны бьют в Серпухове, стоят стези у Дона у великого на брези…". (из "Сказания о Мамаевом побоище") После совета воевод русские полки оставили Коломну и пошли к верховьям Дона. Перед этой великой битвой было страшное предзнаменование. Каменный Успенский собор, который начали строить еще в 1379 году, неожиданно рухнул! Но сильный духом князь Дмитрий Иванович не увидел в этом знака беды, и оказался прав. 8 сентября 1380 года русское войско одержало победу в этой жестокой битве. А Успенский собор к 1382 году был отстроен заново – и теперь он уже стал символом могущества Руси, разгромившей полчища Мамая.
Полное его название было – Успенский собор Донской богоматери. И вот почему. Существует предание, что на Куликово поле перед сражением с Мамаем прибыл отряд донских казаков с иконой Донской богоматери. Они якобы убедили князя Дмитрия Ивановича в том, что икона поможет разгромить врага, так как не раз уже им помогала. Дмитрий согласился поставить икону на середину поля. Когда Мамай был разбит, то чудодейственную икону князь привез в Коломну и водрузил на иконостас Успенского собора. После мамаева побоища она почиталась, как верная защитница русских в борьбе с татарами.
Этот собор превосходил по размерам все храмы Москвы. Он вышел стройным, торжественным и очень нарядным. С трех сторон окружала его галерея-гульбище. На гульбище к трем входным дверям вели высокие лестницы. Храм украшала необычная пирамида кокошников, и его верх был похож на кедровую шишку. Изначально собор венчали три главы. Вот как в те времена писали о нем современники:" Церковь эта весьма величественна и высока, и как бы висячая. Имеет три высоких купола, снизу приподнятых. Верх большого купола покрыт кругом красивыми четырехугольными резными из деревянных досок фигурами, в виде крестов, величиною с ладонь. На куполах позолоченные кресты".
Успенский собор тех лет не сохранился. К семидесятым годам 17 века он пришел в ветхость, его разобрали и на том же месте построили новый пятиглавый Успенский собор в стиле московской архитектуры и несколько большего размера. Вот его-то мы и можем видеть сегодня в Коломне.
Строился Коломенский кремль шесть лет и три месяца, до августа 1531 года. Высота его стен достигала 20 метров, а толщина – 4,5 метра. У кремля был "гуляй-город" - передвижная, высокая, на колесах, сделанная из бревен. Внутри башни располагался наряд, то есть пушки с ядрами и пушкари. Если во время штурма кремля противник пробивал брешь в стене, то ее тут же закрывали "гуляй- городом".
Конечно, не все сохранилось в кремле до наших времен. Так, например, из 17 его башен осталось всего 7. Самая знаменитая называется "Маринкина башня".
Быль это или легенда, сегодня сказать сложно. Еще говорят, что перед смертью она обратилась в голубку и успела вылететь из бойницы. Ну, это уж точно сказка, скажете вы, и будете, конечно, правы. Хотя… от этой оборотистой дамочки можно было ожидать всего, чего угодно.