Почему-то так повелось, что памятники культуры, истории и архитектуры в любом городе посещают только туристы, и Владивосток – не исключение. Сама не так давно столкнулась с такой проблемой: приехала подруга из Нью-Йорка, куда вести, что показать, хотя живу в Приморье более 15 лет, становится стыдно. И, в то же время, радостно, что не все такие ленивые как я.
Есть в Приморье еще патриоты, которые до фанатизма изучают и так интересно рассказывают о самых главных памятниках, а главное охраняют их, причем без особой финансовой помощи со стороны властей.
Во Владивостоке есть одна отличимая от остальных городов особенность – форты Владивостокской крепости, с которыми связаны различные слухи и легенды.
Все кто был во Владивостоке, вероятно, обратили внимание, что на вершинах сопок, так в Приморье называют холмы, у основания скал вдоль дорог, на морском побережье, – везде, куда не бросишь взгляд, находятся какие-то бетонные сооружения. Каждый, кто въезжает в город по автомобильной дороге, может заметить, что в пригороде на вершинах сопок проглядываются прямые линии бетонных брустверов.
Все эти фортификационные сооружения можно объединить одним словом – крепость, - об этом рассказывают в своих экскурсиях ребята из Владивостокского диггер-клуба.
Среди местного населения существует множество версий и предрассудков по поводу строительства этих сооружений. Одни утверждают, что все сооружения строили японские интервенты, другие – что политзаключенные ГУЛАГа. А есть и более изощренные версии, что всех строителей замуровали в стенах крепости, и их скелеты до сих пор находятся там.
Но пока ни одна из версий не подтвердилась. Историки утверждают, что с момента своего рождения Владивостоку была уготована роль форпоста России на Тихоокеанском побережье, роль ее береговой крепости. Об этом говорит и название города – «Владей востоком». Представьте себе, что уже в первый год своего существования форпост Владивосток уже подвергся вторжению иностранного крейсера. Поэтому с момента основания поста началось его укрепление в военном отношении. Понятно, что первоначальные сооружения были деревянно-земляными и в настоящее время сохранились плохо. Со временем береговые батареи стали перестраивать из дерево - земляных в бетонные.
Толщина этих сводов просто поражает. Казематированные помещения на фортах, защищающие рвы, под брустверные галереи, служившие убежищами для дежурных частей, выкатной артиллерии, тоннельные и казематированные казармы, тыловые и промежуточные капониры, как правило, соединялись между собой разветвленной системой подземных ходов - сквозняков.У фортов, помимо номеров, имелись личные наименования: форты Русского острова были названы в честь выдающихся князей Киевской Руси и Московского царства, а северные форты именовались в честь царей и императоров из династии Романовых.
Историческая справка: В годы гражданской войны (1918 - 1922 гг.) материальные ресурсы крепости использовались обеими враждующими сторонами. В 1923 г. по условиям соглашения с Японией крепость была упразднена. В конце 20-х годов, из-за ухудшения международной обстановки на Дальнем Востоке, несколько береговых батарей бывшей крепости вновь получили вооружение и вошли в состав Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии – ОКДВА. А в начале 30-х годов, после формирования Морских Сил Дальнего Востока, береговая оборона была передана флоту. С 1931 по 1934 гг. на Русском острове, островах Попова и Аскольда и мысе Гамова велось строительство семи новых батарей крупного и среднего калибра, в том числе Ворошиловской батареи.
Форты и не менее значимую Ворошиловскую батарею можно посетить с экскурсиями, во время которых только под землей экскурсанты проходят более 1 километра подземных сооружений форта и опорных пунктов в южной части острова Русский, недалеко от Владивостока.
Проходя по этажам, разглядывая сложные механизмы зарядных камор и стволов, ловишь себя на мысли, как красиво, функционально и добротно все это было сделано. А если учесть, что многим из этих механизмов уже более 80 лет мысленно снимаешь шапку перед инженерами и рабочими, сотворившими это чудо военной техники.
Но, пожалуй, самое большое впечатление производит точность стрельбы из этих орудий - швартовая бочка, находящаяся на расстоянии 6 миль (1 морская миля - 1852 м) от батареи была уничтожена на последних практических стрельбах (1992 год) с третьего выстрела. При этом диаметр бочки составлял всего 2 м, то есть на таком расстоянии, ее и разглядеть-то было практически невозможно!
Батарея в боевых действиях участие, не принимала но, безусловно, сыграла роль сдерживающего фактора для японских адмиралов.
К сожалению, это чудо техники не миновала разруха. Не обошли ее и мародеры, открутив, где успели, бронзовые и латунные детали. Лишь благодаря общественной поддержке удалось приостановить процесс уничтожения этого исторического памятника. Сохранившиеся сооружения крепости и Островного сектора береговой обороны МСДВ признаны памятником истории и военно-оборонительного зодчества федерального значения. На одной из старейших береговых батарей - Безымянной батарее размещается музей крепости.