- В чем особенность техники, в которой вы работаете?
- В переводе с китайского техника Гунби означает «тщательная кисть». Основной этап написания картины – это создание контура. На основе наблюдений за объектом (например, растениями или птицами), или же набросков сделанных с натуры, или фотографий, автор делает эскиз и тщательно прорабатывает все детали контура с использованием определенных видов линий, регламентированных канонами китайской живописи.
Например, линия «лист плакучей ивы», или линия «шляпка гвоздя, хвостик крысы», или «дрожащая кисть, водяная рябь». Затем мастер переходит к нанесению цвета.
Здесь, наконец, он может дать волю своему творческому началу. Цвет наносится слоями очень тонко сильно разбавленными красками. Когда ученики спрашивают: «Сколько слоев?», мой ответ: «Столько, сколько нужно!». Потому что это может быть 15 слоев, а может быть и 100. Это познается только с опытом. Есть еще много тонкостей и секретов, но это для людей, влюбленных в китайскую живопись и готовых посвятить ей часть своей жизни.
-Ваши любимые сюжеты – пионы и лотосы. Почему именно эти цветы вам так полюбились?
-А почему вы любите ромашки и березы? Каждый человек любит то, что ему близко в силу исторических корней и традиций, в силу своих эмоциональных переживаний и эстетических восприятий. Кроме того, основное отличие Китайской (и вообще Восточной) живописи в том, что она глубоко проникнута символизмом. У нас Пион не просто цветок, а символ благополучия и процветания. В старом Китае его называли цветком императора. Считалось, что его не касаются никакие другие насекомые кроме благородных пчёл. Пион величали именем шойо, что значило «самый красивый».
Тогда что означает лотос в китайской символике? Лотос - символ нравственно-чистого человека, стойко проходящего через грязь и соблазны, окружающие его в жизни. Подобно тому, как лотос произрастает из илистого дна к поверхности воды, раскрывая над ней свой бутон, точно так душа и ум человека, раскрывают свои качества только после выхода из мутного потока страстей и невежества и преобразуют тёмные силы глубин в лучистую чистоту просветлённого сознания.
-Иными словами, в картинах заложен некий тайный смысл?
Да, все верно. Например, картина, на которой изображены пионы и поющий петух, считается зашифрованным пожеланием почестей, славы, богатства, знатности. Два цветка лотоса на одном стебле на картине являются символом счастливой супружеской жизни. Поэтому очень важно все продумать, а затем технически грамотно изобразить, учитывая необходимость высыхания слоев краски.
-Сегодня вы приглашенный гость Фестиваля китайской живописи Гунби, который проходит в Москве. Вы уже посещали Россию?
В прошлом году я впервые приезжал в Россию, был в Санкт-Петербурге. Город произвел на меня огромное впечатление. Прекрасная архитектура, старинные здания, знакомство с русской культурой и живописью. Холодная погода, огромные белые сугробы и очень теплые встречи с гостеприимными людьми.
-Как думаете, почему китайская живопись становится все больше популярной?
Китайская живопись привлекает все больше людей в разных странах мира. Думаю, это связано, во- первых, с ростом интереса к нашей стране. А во-вторых с тем, что восточная философия и культура (и в частности живопись) несут в наш такой шумный, наполненный стрессами, мир покой, красоту, уважительное отношение к прошлому, умение находить точки опоры в настоящем для поступательного движения в будущее.
-Фестиваль китайской живописи Гунби в Москве проходит в этом году уже в третий раз. Как вы считаете, для чего нужны подобные фестивали?
-Наши народы исторически связаны дружбой, несмотря на различия в менталитете. Такие мероприятия позволяют познакомить широкий круг людей с китайской живописью и культурой в целом.
Расширение кругозора, возникновение желания изучать что-то новое (и старое!), желания путешествовать и познавать мир не только по книгам или в интернете и соцсетях - это главные достижения таких выставок.