Россия

Маршруты - Кострома – отдых с Русским колоритом

Кострома – отдых с Русским колоритом

Кострома – ода из жемчужин древних городов Росси. Она имеет не только свою историю. Но и свой неповторимый колорит. Этот город знаком каждому по песням и фольклору. Это город раздольный и веселый, у него по истине Русская, щедрая душа. Побывать в этом городе и не влюбиться в него, просто не возможно. Поэтому мой вам совет, не откладывайте путешествие по этому городу и удивительному Костромскому краю. Подарите себе замечательный отдых с неповторимым Русским колоритом.

Легенда XVII века повествует о том, что первое каменное здание в Костроме - собор Успенской Богоматери - выстроил в семидесятые годы XIII века князь Василий Ярославич после одного из пожаров. Однако до настоящего времени при раскопках на территории современного города, где во времена Василия Ярославича находился кремль Костромы, никаких остатков каменного здания собора XIII века археологи пока не нашли. 

Не сохранились и каменные соборы Костромы XV века, выстроенные после пожара 1413 года по распоряжению московского князя Василия Дмитриевича. Самые древние среди сохранившихся до наших дней каменных построек Костромы - ансамбли Ипатьевского и Богоявленского монастырей. Монастырские поселения в Костроме появились уже со времен великого владимирского княжения Василия Ярославича, основавшего Спасо-Запрудненский монастырь. Монастырское строительство в Костроме и городах современной Костромской области приняло особенно большой размах в первой половине XV века. В это время в лесах Заволжья стали основывать монастыри выходцы из знаменитой Троице-Сергиевой обители, последователи Сергия Радонежского. Одним из них - старцем Никитой был основан в Костроме "на посаде" Богоявленский монастырь. Строительство монастырей в Костроме продолжалось в XVI и XVII веках. Но самым значительным всегда оставался Ипатьевский, основанный, по-видимому, еще в конце XIII века.

Ипатьевский монастырь расположен на стрелке между Волгой и рекой Костромой. В широком разливе вод поэтически величаво рисуется живописная панорама монастыря с его зубчатыми каменными стенами и башнями, золочеными куполами, в обрамлении пышной зелени крон стен создает суровый образ крепости, возвращая нас к событиям далекого прошлого. 

Возникновение и развитие древнерусских монастырей - явление в известной мере типическое. Истинный повод основания обители нередко остается скрытым за дымкой красивой легенды, но с момента возникновения монастыря его жизнь становится неотъемлемой от жизни местного края и его истории. Экономическую основу монастыря составляли земельные и денежные вклады владетельных феодалов, от них зависело благосостояние монастыря как хозяйственной единицы. В близлежащих селах возникали и налаживались ремесла, плотницкое, кирпичное и каменное дело. Монополия церкви в области духовной деятельности превращала в дальнейшем монастыри в своеобразные скриптории и книжные хранилища. Нередко здесь создавались иконописные мастерские.

При известной общности картины развития монастырей каждый из них имеет собственную историческую судьбу, свой складывавшийся столетиями индивидуальный внешний облик.

Два важных фактора имели существенное значение для основания около семисот лет назад Ипатьевский монастыря и для его последующего развития : местоположение при впадении реки Костромы в Волгу на важной торговой магистрали и покровительство, оказываемое монастырю костромскими вотчинниками, родоначальниками фамилии Годуновых, а впоследствии - Романовых.

Верхнее Поволжье с XI века входит в состав древнерусского государства. С XIII века, в годы татаро-монгольского нашествия, Волга становится открытой дорогой для вторжения вражеских орд. Ипатьевский монастырь с момента возникновения как бы принимал на себя роль крепости, по преданию, уже в древности его окружали дубовые стены.

Во второй половние XVI века к Московскому государству присоединяются Казань и Астрахань, расширяются его границы, и одновременно укрепляются я старые волжские города. В это время Ипатьевский монастырь был обнесен каменными стенами. На средства бояр Годуновых из камня возводится ряд монастырских зданий.


С приходом к власти династии Романовых Ипатьевский монастырь приобретает новых могущественных покровителей. В 1613 году здесь, в Троицком соборе, был совершен торжественный обряд избрания на царство Михаила Романова; монастырь занял особое положение как "колыбель дома Романовых". На ремонт и застройку монастыря выделяются значительные средства, работы выполняются московскими и местными мастерами. Костромские каменщики пользуются признанием как искусные зодчие и привлекаются к строительным работам в других городах России, в том числе и в Москве.

Костромская иконопись в XVII столетии достигла выдающихся успехов. Троицкий собор Ипатьевского монастыря, украшенный стенописью костромскими иконописцами во главе с Гурием Никитиным, - шедевр монументально-декоративного искусства XVII века.

В монастырской ризнице издавна хранилось немало рукописных книг, высокохудожественных произведений иконописи и прикладного искусства (предметы золотой и серебряной чеканки, резьба по камню, шитье).

В древних рукописях и документах монастыря содержаться материалы первостепенной важности для воссоздания его истории. Монастырская библиотека сохранила ценнейший памятник письменности, один из древнейших летописных сводов - Ипатьевскую летопись. Сейчас она находится в Библиотеке Академии наук России в Петербурге.

В 1910 - 1913 годах, по случаю празднования трехсотлетия дом Романовых, в Ипатьевском монастыре были произведены значительные по объему реставрационные работы.

После революции, в 1919 году, монастырь закрыли и его материальные ценности национализировали. В 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. На реставрацию выделены значительные средства. Работы, произведенные костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений, вернуть им первоначальный вид.

Музей-заповедник включал организованный на территории монастыря и в прилегающей местности Музей народной архитектуры и быта. Сюда перенесли из районов Костромской области наиболее ценные памятники жилой и культовой архитектуры : Церковь из села Спас-Вежи (1713) и из села Холм (1564), так называемый "дом Ершова" (середина XIX в.) и многие другие.

В заповедник входят также расположенная поблизости церковь Иоанна Богослова (1687) обветшавшей деревянной, сооруженной по случаю победы костромичей над татарским отрядом.

В настоящее время Ипатьевский монастырь возвращается Православной Церкви и музей пытаются переместить в другие помещения, за исключением музея архитектуры.

В нескольких минутах ходьбы от Ипатьевского монастыря находится другой интересный памятник архитектуры - церковь Иоанна Богослова. Она построена в 1681 году. Композиция церкви типична для построек конца XVII - начала XVIII века. В западной части храма, над входом, расположена шатровая колокольня. Она соединялась низким помещением трапезной с основным зданием церкви - высоким четвериком, увенчанным традиционным пятиглавием. Большие плоскости стен четверика почти лишены украшений. Единственным декоративным убранство служат полукружья фальшивых закомар, скупой карниз, поддерживаемый по углам здания лопатками, да наличники окон, выложенные из профилированного кирпича. Богаче декорированы три невысокие апсиды. Они украшены пятиглавыми полуколоннами и наличниками окон затейливого рисунка. Вход в церковь устроен и с южной стороны, где он оформлен в виде небольшой прямоугольной в плане пристройки с пофронтальным покрытием. Боковые фасады пристройки решены в виде аркад, поддерживаемых с каждой стороны тремя массивными столбами-колоннами. Южный фасад пристройки крашен по углам пучками из тех мощных полуколонн. Небольшая, но монументальная пристройка южного входа прекрасно сочетается с гладью стен основного четверика здания, дополняет и украшает его. К сожалению, здание Богословской церкви было обезображено в 1902 году пристройкой большой кирпичной зимней церкви в псевдорусской стиле. Для возведения этой постройки была уничтожена древняя трапезная. 

Интерьер Богословской церкви расписан в 1735 году костромскими мастерами, которыми руководил Федор Логинов с сыновьями Матвеем и Иваном. Помимо тсенной живописи, интерьер церкви украшают роскошные резные царские двери иконостаса и резные киоты икон, богато декорированные орнаментом и скульптурными греппами. В иконостасе и киотах много прекрасных по качесту и интересных по сюжету икон, выполненных костромскими городовыми художниками-иконописцами в XVII-XVIII веках.

Loading ...

Интерактивная карта России

Где остановиться

Что посетить

Сотрудничество

Реклама