Для абсолютного большинства людей название города Устюжна ни о чем не говорит. Кто-то начинает вспоминать Великий Устюг, да и то только в связи с родиной Деда Мороза, а об Устюжне Железнопольской, история которой насчитывает более семисот лет, практически никто ничего не знает. И очень жаль, поскольку этот городок в Вологодской области интересен для туристов: он богат историческими и природными памятниками, расстояние от Петербурга до него всего около 400 километров, и в Устюжну ежедневно ходит рейсовый автобус.
Город расположен по обеим сторонам плавно текущей реки Мологи — правого притока Волги. Дома здесь преимущественно деревянные, одноэтажные, с резными наличниками и палисадником перед окнами. Встречаются дома и повыше, но их немного и они выделяются своей оригинальной архитектурой, поскольку когда-то принадлежали купцам или зажиточным горожанам. Каменных зданий мало и в них сейчас расположены административные и общественные организации. Вид на город, открывающийся с моста, напоминает картины Кустодиева. Время здесь как будто остановилось, а приятная глазу панорама северного русского пейзажа успокаивает. Река для горожан — часть их жизни, поскольку на ней можно отдохнуть, искупаться летом, половить рыбу, не только летом, но и зимой.
Первое упоминание об Устюжне в летописях относится к тринадцатому веку. Тогда этот край был в составе Угличского княжества и имел еще одно название — Железное поле. Здесь в луговой и болотной земле содержалось большое количество железа. Еще с древних времен племена, населявшие эти края, научились выплавлять железо из такой «руды», что подтверждают раскопки, проведенные археологами в 60 — 80-х годах прошлого века. По письменным источникам, начиная с пятнадцатого века, Устюжна являлась одним из наиболее крупных железоделательных центров Руси, специализировавшихся на производстве оружия и боеприпасов. По оценке специалистов, к концу XVII века Устюжно-Белозерский край производил до 25% от всей общегосударственной выплавки железа.
Давно прошли те времена, когда Устюжну называли городом оружейников и кузнецов. Теперь по реке Мологе, которая когда-то была частью Тихвинской водной системы и трудилась на перевозе судов с грузами в обе стороны, не плавает никто, кроме редких туристов на лодках и байдарках. В городе вообще отсутствует пристань, и единственный общественный транспорт здесь — автобус, а из частного очень популярен велосипед. На улицах чисто, много цветов. Местные жители очень приветливы.
Один из показателей жизни любого города — наличие на улицах автомашин. Здесь их мало и практически отсутствуют иномарки. Нет новых домов, которые бы выделялись своим размахом, а если строят, то очень скромно. А вот детей на улицах много. В Устюжне работает детская школа искусств имени бывшей выпускницы Санкт-Петербургской консерватории известной пианистки В. У. Сипягиной-Лилиенфельд. Она жила в Устюжне в конце XIX века.
Устюжну можно назвать городом-музеем. В этом тихом старинном городке, бродя среди купеческих домов и дворянских особняков XIX века, испытываешь несказанную радость, чувствуешь причастность к истории Родины, окунаешься в XVII век, век пяти купольных храмов.
В пятнадцати километрах южнее Устюжны в селе Даниловском находится музей-усадьба Батюшковых и А.И. Куприна — большой дом с колоннами на высоком фундаменте, построенный еще дедом поэта в конце восемнадцатого века. Рядом с домом липовый парк со старыми раскидистыми деревьями. Здесь прошли детские годы Константина Николаевича Батюшкова, сюда он приезжал к отцу и сестрам, будучи уже взрослым человеком, получившим образование в Петербурге и, поступившим на военную службу. После смерти отца К.Батюшков как старший сын получил Даниловское в наследство. Потом имение перешло к его сводному брату Помпею. Последним хозяином усадьбы был Федор Дмитриевич Батюшков, известный литературный критик и историк литературы, который очень дорожил имением как памятью о поэте — своем дальнем родственнике.
Ф. Д. Батюшков был дружен с писателями: А.П. Чеховым, В. Г. Короленко, А. М. Горьким и особенно с А. И. Куприным, который в течение нескольких лет — с 1906 по 1911 годы — приезжал в Даниловское и подолгу жил в нем. Здесь им были написаны рассказы «Суламифь», «Река жизни», задуман «Гранатовый браслет». А. И. Куприна в Даниловском знали многие. Он посещал школу в соседней деревне Никифорово, читал там свои рассказы, бывал участником рождественских елок.
В 1918 году усадьбу Батюшковых национализировали и создали там коммуну. Детей Батюшков вынужден был определить в детский дом Устюжны, а старинную библиотеку он передал уездному отделу народного образования.
Музей в Даниловском открывался дважды. Сначала, в сентябре 1960 года, как первый музей А. И. Куприна на территории нашей страны, приуроченный к 90-летию со дня его рождения. В открытии принимали участие люди, знавшие писателя лично, присутствовали и племянники Ф. Д. Батюшкова. Среди экспонатов, подаренных музею, была и книга стихов поэта К. Н. Батюшкова, вышедшая в 1817 году и приобретенная одной из племянниц Ф. Д. Батюшкова за хлебную пайку во время блокады Ленинграда.
Вторично после большой реконструкции музей был открыт в мае 1987 года уже к двухсотлетию Константина Николаевича Батюшкова. Тогда усадебный дом вновь обрел вид помещичьей усадьбы, какой она была при своих первых хозяевах, а на лужайке перед домом был установлен его бюст.
Сейчас экспозиции музея занимают два этажа. Первый посвящен поэту К. Н. Батюшкову, второй — писателю А. И. Куприну.
Гордостью самой Устюжины является краеведческий музей в помещении Рождественского собора.
Рождественский собор был построен на берегу реки Ворожи, недалеко от впадения ее в Мологу. На западной стене Рождественского собора укреплена доска с надписью темперными красками, в которой сообщается, что строительство храма было начато 30 мая 1685 года, а освящение состоялось 6 сентября 1690 года. Каменное здание было возведено на месте сгоревшей в 1677 году деревянной Рождественской церкви. К каменному «холодному» храму в 1721—1730 годах с западной стороны был пристроен теплый храм с приделами Иоанна Милостивого, Благовещения, Георгия, Зосимы и Савватия.
Имена строителей собора остались неизвестны, но, судя по мягкой пластике форм и особенностям декора, ими, скорее всего, были ярославские мастера. Их постройки этих лет и по композиции объемов, и по рисунку деталей близки Рождественскому собору в Устюжне. Что же касается приделов, то известно, что они возведены каменщиками из Ярославского уезда — Василием Назарьевым и Михаилом Гавриловым «со товарищами».
Интерьер устюженского собора был богато убран при участии лучших московских мастеров конца XVII столетия. Главным украшением интерьера поныне является великолепный резной золоченый иконостас. Он состоит из пяти ярусов— местного, праздничного, деисусного, пророческого и праотеческого.
Исполнение живописи для иконостаса Рождественского собора было заказано мастерам Оружейной палаты и велось одновременно с завершением строительства собора. Уникальными признаны иконы «Успение» с «восхищенными» апостолами на облаках и «Никола Зарайский» с шестнадцатью житийными клеймами.
Однако в революционные годы храм был лишен религиозного культа и там позже разместился местный музей. Сегодня Устюженский музей обладает собранием произведений масляной живописи XVIII—XIX веков. Здесь имеются полотна русских художников И. К. Айвазовского, Б. М. Кустодиева, Ю. Ю. Клевера, К. Я. Крыжицкого и других. Уникальную ценность в этой коллекции составляют произведения безвестных крепостных живописцев, создавших интереснейшую портретную галерею дворян, имевших усадьбы в Устюженском уезде (Карауловых, Трусовых и других). Эти портреты являются и важнейшими историческими памятниками, поскольку позволяют изучить культуру и быт русской провинции XVIII—XIX веков.
Сотрудники музея также гордятся коллекцией пряничных досок XVIII—XIX веков, бытовавших в Устюжне и в уезде. Устюженские пряники были довольно большими. Это фигурки рыб, птиц, зверей, реже человека. Изображения их часто исполнены добродушного народного юмора – в гипертрофированном виде выявляют какую-либо характерную черту персонажа. Повсеместно в Устюженском уезде было развито искусство народной вышивки. В собрании музея имеется ценная коллекция расшитых шерстью и шелком полотенец, женских праздничных одежд, поясов.
Возле Рождественского собора стоит здание бывшей городской думы в два этажа (второй - деревянный). Над ним возвышается восьмигранная пожарная каланча, построенная в XIX веке. Тоже деревянная. Наверху у нее - площадка кругового обхода под четырехскатной крышей. Один из редких памятников деревянной архитектуры административно-городского назначения. К ним относятся и водонапорная башня, восьмигранное сооружение под многоскатной кровлей, и деревянная водокачка с кружевной резьбой.
Есть в Устюжине и своя Казанская церковь, построенная в стиле "нарышкинского барокко". Ее отличает богатый белокаменный декор. Храмы в Устюжне ставили, как правило, на высоких берегах. Так, на берегу реки Ворожи, неподалеку от Рождественского собора, построили сразу две церкви - Благовещенскую (1762 год) и Воскресенскую (1771 год). Оба храма пятикупольные, по стилю знаменуют конец архитектуры барокко.
Ехать в Устюжину можно в любое время года. Но летом городок выглядит более уютным. Обилие листвы подчеркивает мало этажность города, скромность его улочек, а невеликие размеры города – размеренность пешей прогулки. Оттого спешить – не хочется. Как и уезжать после в большой мегаполис.
Елена Мягкова.