I. Основные понятия
В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия, установленные законодательством Российской Федерации[1]:
туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в рекреационных, познавательных, спортивных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в месте временного пребывания;
экологический туризм - все виды туризма, при которых главной мотивацией туристов является наблюдение за природными объектами и явлениями и общение с природой, которые способствуют сохранению окружающей среды и культурного наследия, оказывая на них минимальное воздействие, а также росту благосостояния местного населения;
познавательный туризм - вид экологического туризма, осуществляемый с целью ознакомления с природными и, тесно связанными с природой, культурными достопримечательностями, а также с деятельностью по сохранению и изучению природного и культурного наследия;
туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
турист - лицо, посещающее место временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;
инфраструктура туризма - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов отдыха и общественного питания, объектов познавательного назначения;
туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);
турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);
формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);
продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);
реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором;
экскурсант - лицо, посещающее место временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в месте временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика;
экскурсовод (гид) - профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в месте временного пребывания;
инструктор-проводник - профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов;
посещение особо охраняемой природной территории - разовое пребывание лица на особо охраняемой природной территории на протяжении до 24 часов включительно;
экскурсионная экологическая тропа - специально оборудованный маршрут, обеспечивающий ознакомление экскурсантов (туристов) с одним или несколькими объектами показа - природными или историко-культурными комплексами и объектами;
туристский маршрут - путь перемещения туристов, определяющий последовательное посещение объектов показа, а также мест отдыха.
II. Общие положения
Стратегия развития познавательного туризма на особо охраняемых природных территория федерального значения (далее – Стратегия) определяет основные направления развития познавательного туризма в системе особо охраняемых природных территорий федерального значения (далее – особо охраняемых природных территорий), а также меры по повышению эффективности государственного управления в указанной сфере и сохранению природного и культурного наследия в ходе развития познавательного туризма.
Стратегия разработана в соответствии с положениями Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31мая 2014 г. №941-р, Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020года, утвержденной Правительства Российской Федерации от 22декабря 2011г. №2322-р, а также с учетом российского и международного опыта в указанной сфере.
Основу системы особо охраняемых природных территорий составляют 103государственных природных заповедника (далее- заповедники), 50национальных парков и 61 государственных природных заказника федерального значения (далее - федеральные заказники), которые вместе занимают 2,8% общей площади территории Российской Федерации. До конца 2020 года запланировано создать еще 9 заповедников, 12 национальных парков и 2 федеральных заказника.
В настоящее время в Российской Федерации большое внимание уделяется государственной политике в сфере внутреннего и въездного туризма.
В целом туризм в России рассматривается как источник финансовых доходов бюджетной системы Российской Федерации, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма, а также мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества.
В рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, и ряда государственных программ Российской Федерации, включая государственную программу «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы», утвержденную постановлением Правительства России от 15 апреля 2014 г. № 317, предусматриваются мероприятия в сфере туризма, перед которыми стоят следующие задачи:
закрепление и удержание достигнутых результатов;
переориентация части потребительского спроса россиян на внутренний туризм;
привлечение иностранных туристов;
реализация стратегической роли туризма в духовном развитии, воспитании патриотизма и просвещении;
обеспечение роста качества жизни населения.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны, также в ней определены основные цели, задачи, принципы и направления государственной политики в сфере туризма.
Одним из наиболее перспективных направлений туризма является экологический туризм.
Экологический туризм является неотъемлемым элементом устойчивого природопользования, обеспечение которого рассматривается Экологической доктриной Российской Федерации в числе основных направлений государственной политики в области экологии.
В современном мире развитие экологического туризма неразрывно связано с особо охраняемыми природными территориями. Не является исключением и Россия.
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31мая 2014 г. №941-р, уделяет существенное внимание вопросам развития познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях, расположенных в пределах всех федеральных округов.
Согласно Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22декабря 2011г. №2322-р, познавательный туризм на особо охраняемых природных территориях – это специализированный вид экологического туризма, основной целью которого является ознакомление с природными и, тесно связанными с природой, культурными достопримечательностями.
Настоящая Стратегия закладывает основу для понимания перспективных задач, стоящих перед федеральной системой особо охраняемых природных территорий в части развития познавательного туризма, и является инструментом формирования планов работы органов исполнительной власти и участников туристического бизнеса всех уровней, а также ориентации предпринимательской инициативы граждан в рассматриваемой сфере. В соответствии с положениями настоящей Стратегии необходимо разработать план мероприятий по ее реализации.
III. Современное состояние и тенденции развития познавательного туризма в России
За последние 5 лет проделана значительная работа в сфере развития познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях.
Вопросы развития познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях получили необходимую концептуальную и правовую основу, в том числе путем внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
Развивалась современная инфраструктура познавательного туризма на базе федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями (далее – федеральных учреждений), включая:
создание новых и модернизацию существующих музеев, визит-центров и иных демонстрационных объектов;
обустройство экскурсионных экологических троп и туристских маршрутов, смотровых площадок и наблюдательных вышек;
создание объектов гостевой инфраструктуры для размещения посетителей;
обновление парка наземных и водных транспортных средств.
Получил дополнительное развитие морской круизный туризм в российском секторе Арктики и на Дальнем Востоке.
Совершенствовалась практика взаимодействия федеральных учреждений с туроператорскими организациями: по состоянию на конец 2014 года 67 федеральных учреждений заключили договоры и соглашения с туроператорами и турагентами о предоставлении туристских услуг.
Ряд федеральных учреждений получил Свидетельства Ростуризма о внесении сведений о них (как о туроператорах) в Единый федеральный реестр туроператоров.
11 федеральных учреждений приняли участие в системе добровольной сертификации отдельных элементов туристско-экскурсионной деятельности с оформлением установленных сертификатов соответствия.
Информация о возможностях и условиях посещения особо охраняемых природных территорий, предоставлении соответствующих услуг посетителям размещена в сети Интернет на официальных сайтах федеральных учреждений.
Развивалась практика проведения обучающих семинаров и стажировок для руководителей и специалистов федеральных учреждений, в том числе связанных с изучением зарубежного опыта в рассматриваемой сфере.
Общее число посетителей особо охраняемых природных территорий достигло в 2014 году 8 миллионов человек, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 47%.
Природный и культурный потенциал особо охраняемых природных территорий позволяет, при условии соблюдения режима особой охраны и обеспечения научно обоснованных мер по минимизации антропогенного воздействия на природные экосистемы, в целом увеличить поток туристов и экскурсантов без ущерба для охраняемых природных комплексов и объектов. При этом познавательный туризм может стать существенной альтернативой отдыху за рубежом в условиях сложной макроэкономической ситуации.
В настоящее время стоит задача продолжить развитие познавательного туризма в Российской Федерации, усовершенствовать качественные стороны реализации туристских программ и проектов и создать условия для максимизации положительного социального эффекта от развития познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях.
IV. Цель, задачи, принципы и стратегические ориентиры развития познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях Целью развития познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях в Российской Федерации является формирование у широких слоев российского общества понимания современной роли особо охраняемых природных территорий в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы, природного и, связанного с природой, культурного наследия, а также их места в социально-экономическом развитии регионов. Это должно обеспечить действенную общественную поддержку системы особо охраняемых природных территорий как объектов национального достояния.
Выполнение поставленной цели требует решения следующих задач:
оптимизации нормативной правовой и методической базы познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях;
внедрения обязательного стратегического и территориального планирования развития познавательного туризма для каждой особо охраняемой природной территории;
научно-информационного обеспечения и сопровождения деятельности по развитию познавательного туризма;
совершенствования системы контроля и мониторинга в сфере развития познавательного туризма;
создания и модернизации современной инфраструктуры познавательного туризма;
разработки и реализации маркетинговой стратегии, продвижения соответствующего туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках;
реализации и усиления социальной роли познавательного туризма, в том числе путем развития детского, юношеского и молодежного туризма, а также туризма для людей с ограниченными возможностями;
разработки, внедрения и совершенствования системы контроля и мониторинга последствий осуществления познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях;
содействия социально-экономическому развитию территории и обеспечения роста качества жизни местного населения, проживающего на особо охраняемых природных территориях и в непосредственной близости от них, за счет вовлечения местного населения в развитие туризма;
развития волонтерства как действенного инструмента популяризации познавательного туризма и поддержки системы особо охраняемых природных территорий со стороны гражданского общества;
развития международного сотрудничества и обмена опытом в сфере познавательного туризма;
обеспечения соответствующей профессиональной подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих в сфере развития познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях.
Принципами развития познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях являются:
обеспечение приоритета сохранения биологического и ландшафтного разнообразия и культурного наследия, минимизация антропогенного воздействия на природные и историко-культурные комплексы и объекты;
популяризация роли особо охраняемых природных территорий в сохранении природного и, тесто связанного с природой, культурного наследия, в том числе традиционной культуры местного населения;
просветительская направленность познавательного туризма;
сохранение социокультурной среды;
содействие устойчивому развитию районов осуществления познавательного туризма;
партнерство с региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями образования, науки и культуры, турагентами, туроператорами и иными структурами, заинтересованными в развитии познавательного туризма;
вовлечение местного населения, в том числе коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока и их общин, в деятельность, связанную с развитием познавательного туризма.
Целевые показатели реализации настоящей Стратегии приведены в приложении.
V. Основные направления развития познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях
1. Совершенствование нормативного правового
и методического обеспечения
1.1. Внесение изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и иные нормативные правовые акты в части:
совершенствования регулирования арендных отношений в национальных парках и на биосферных полигонах заповедников;
совершенствования экономических механизмов развития системы познавательного туризма, в том числе с учетом международного опыта (в том числе распространение на особо охраняемые природные территории концессионных соглашений);
внедрения механизмов частно-государственного партнерства в сферу развития туризма на особо охраняемых природных территориях;
регулирования взаимоотношений федеральных учреждений и сторонних туроператоров.
1.2. Подготовка и утверждение методических рекомендаций в целях методического обеспечения деятельности подведомственных Минприроды России федеральных учреждений:
по организации познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях, включая вопросы минимизации его воздействия на природные экосистемы;
по созданию и обустройству экскурсионных троп и смотровых площадок;
по организации и проведению детских экологических лагерей и экспедиций на особо охраняемых природных территориях;
по организации морского круизного туризма на особо охраняемых природных территориях;
по работе экскурсоводов (гидов) и инструкторов-проводников на особо охраняемых природных территориях;
по оказанию федеральными учреждениями платных услуг в сфере познавательного туризма.
1.3. Регулирование вопросов развития познавательного туризма в актуализированных редакциях индивидуальных положений об особо охраняемых природных территориях.
2. Совершенствование планирования деятельности в сфере познавательного туризма
2.1. Разработка и утверждение:
стратегий развития познавательного туризма для каждой особо охраняемой природной территории, на основе проведенного анализа потенциала развития познавательного туризма и с учетом необходимости минимизации антропогенного воздействия на природные комплексы, а также научно обоснованного размера, пространственного размещения и сезонного использования участков территории, используемых для развития туризма;
среднесрочных программ развития познавательного туризма для каждого федерального учреждения.
2.2. Определение для каждой особо охраняемой природной территории ключевых объектов показа посетителям:
уникальных (в том числе в эстетическом отношении) ландшафтов;
объектов историко-культурного значения;
представляющих особый интерес объектов животного и растительного мира.
2.3. Выявление целевых категорий посетителей для каждой территории и степени приоритетности каждой из них.
2.4. Актуализация работы отделов экологического просвещения федеральных учреждений с учетом развития познавательного туризма.
2.5. Определение роли и степени вовлеченности в деятельность по развитию познавательного туризма всех структурных подразделений федеральных учреждений в соответствии с их компетенцией.
2.6. Разработка пакета экскурсионных программ для различных категорий посетителей на каждой особо охраняемой природной территории, уделяя приоритетное внимание демонстрации диких животных в естественной среде обитания.
2.7. Формирование и продвижение новых турпродуктов, основанных на использовании местных культурных традиций и привлечении местного населения.
3. Совершенствование информационно-аналитического обеспечения
3.1. Проведение анализа потенциала развития познавательного туризма для каждой особо охраняемой природной территории.
3.2. Подготовка рекомендаций:
по унификации перечня материалов, рекомендуемых для размещения в разделе «Развитие познавательного туризма» на официальных сайтах федеральных учреждений сети Интернет;
по содержанию и оформлению информационных буклетов и путеводителей по особо охраняемым природным территориям.
3.2. Создание электронных путеводителей (в том числе аудио-путеводителей) для каждой особо охраняемой природной территории.
3.3. Подготовка единого базового пакета информационно-рекламных материалов о возможностях экологического туризма на особо охраняемых природных территориях.
3.4. Создание в сети Интернет федерального сайта с информацией о возможностях познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях, природных и историко-культурных достопримечательностях, туристских маршрутах и турах, сервисному обеспечению сферы туризма.
3.5. Размещение в аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных общественных местах рекламно-информационных материалов по особо охраняемым природным территориям.
3.6. Принятие мер по повышению имиджа особо охраняемых природных территорий, имеющих международный статус, в том числе:
обязательное размещение символики Всемирного наследия ЮНЕСКО, биосферных резерватов ЮНЕСКО, Рамсарских угодий и Совета Европы на всей издаваемой соответствующими федеральными учреждениями полиграфической продукции, на официальных Интернет-сайтах, на информационных аншлагах, стендах и баннерах, а также при внешнем оформлении объектов инфраструктуры;
включение в информационные материалы об особо охраняемых природных территориях базовых сведений об их международном статусе;
при наличии на соответствующих особо охраняемых природных территорий существенного потока иностранных посетителей подготовка информационно-рекламной продукции на иностранных языках.
3.7. Расширение практики использования социальных сетей для размещения информации об особо охраняемых природных территориях и возможностях познавательного туризма.
3.8. Продвижение имиджа России как страны, благоприятной для развития познавательного туризма.
4. Обеспечение сохранения природного и культурного наследия, контроля и мониторинга деятельности в сфере познавательного туризма
4.1. Определение для каждой особо охраняемой природной территории участков, где рекомендуется развитие познавательного туризма, а также возможных ограничений для этих участков, связанных с сезонными и иными природными явлениями, а также с целями посещения территории. При этом при осуществлении познавательного туризма на территориях заповедников (за исключением биосферных полигонов биосферных заповедников) общая площадь вышеуказанных участков не должна превышать 5% общей площади заповедника.
4.2. Проведение исследований по оценке рекреационного потенциала и рекреационной емкости участков особо охраняемых природных территорий, где рекомендуется развитие туризма.
4.3. Подготовка предложений для каждой особо охраняемой природной территории по минимизации воздействия на природные комплексы и объекты в ходе развития познавательного туризма и рекреации.
4.4. Разработка и внедрение системы комплексного рекреационного мониторинга на всех экскурсионных и туристских маршрутах и объектах показа на особо охраняемых природных территориях.
4.5. Проведение социологических исследований с целью изучения общественного мнения о работе федеральных учреждений и качественно-количественной оценки результатов деятельности этих учреждений по развитию познавательного туризма.
4.6. Создание проблемно-ориентированной геоинформационной системы (ГИС) для планирования развития познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях, прогноза и определения путей минимизации негативных воздействий на природные комплексы.
4.7. Расширение практики:
вовлечения особо охраняемых природных территорий в систему добровольной сертификации элементов туристско-рекреационной деятельности;
привлечения специалистов и экспертов сторонних профильных организаций к выполнению научно-исследовательских работ, связанных с развитием познавательного туризма и оценкой его влияния на природные экосистемы;
использования международного опыта в деле организации познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях.
4.8. Внедрение системы аудита процесса развития туризма на конкретных особо охраняемых природных территориях, проводимого по специально разработанной методике, с привлечением экспертов из природоохранных и научных государственных и общественных организаций.
5. Развитие инфраструктуры познавательного туризма
5.1. Разработка научно обоснованных планов развития туристской инфраструктуры для каждой ООПТ в составе материалов соответствующих среднесрочных программ развития познавательного туризма.
5.2. Обустройство (в том числе информационное) на каждой особо охраняемой природной территории экскурсионных экологических троп.
5.3. Создание новых и модернизация существующих музеев и визит-центров.
5.4. Разработка и реализация программ и проектов, предусматривающих проведение комплекса биотехнических мероприятий, обеспечивающих возможность демонстрации посетителям диких животных в природных условиях и не приводящих при этом к негативным изменениям природных экосистем.
5.5. Формирование сети объектов инфраструктуры для обеспечения сервисного обслуживания посетителей, в том числе:
расположенных вне границ особо охраняемых природных территорий;
путем привлечения инвесторов.
5.6. Разработка серии типовых проектов элементов туристской инфраструктуры (кемпингов, гостевых домов, остановочных пунктов и др.) под единым брендом.
5.7. Оснащение особо охраняемых природных территорий современными информационными аншлагами и указателями.
5.8. Обеспечение федеральных учреждений транспортными и иными техническими средствами, оборудованием и снаряжением, необходимыми для развития познавательного туризма.
5.9. Создание системы предоставления федеральным учреждениям профессиональных консультаций сторонними, в том числе неправительственными, организациями по вопросам проектирования, строительства, дизайна, обустройства музеев и визит-центров, экскурсионных экологических троп и других объектов инфраструктуры, а также по вопросам минимизации антропогенного воздействия на природные экосистемы в связи с развитием туризма.
5.10. Приоритетное использование «зеленых технологий» при формировании и эксплуатации объектов инфраструктуры познавательного туризма.
6. Содействие развитию сопутствующего познавательному туризму малого и среднего бизнеса
6.1. Разработка и реализация комплекса мер по стимулированию развития малого и среднего бизнеса в сфере организации познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях.
6.2. Развитие практики организации циклов обучающих семинаров, стажировок и мастер-классов для местного населения в целях вовлечения местных жителей в развитие туризма.
6.3. Содействие в реализации программ поддержки эколого-ориентированного малого и среднего бизнеса, связанного с развитием познавательного туризма (реализация продукции народных промыслов и ремесел, развитие гостевого сервиса, традиционного сельского хозяйства, экскурсионное и транспортное обслуживание посетителей, микрокредитование целевых проектов и др.).
6.4. Содействие развитию сувенирных промыслов и продвижению сувенирной продукции под брендом особо охраняемых природных территорий на соответствующем секторе рынка.
6.5. Использование местных культурных традиций для организации обслуживания посетителей.
6.6. Привлечение частного бизнеса к созданию и обслуживанию инфраструктуры приема посетителей особо охраняемых природных территорий.
6.7. Поддержка инициатив создания частных музеев в границах особо охраняемых природных территорий и в непосредственной близости от них, с целью включения их в туристский продукт.
7. Подготовка и повышение профессиональной квалификации специалистов, работающих в сфере познавательного туризма
7.1. Организация и проведение ежегодных обучающих семинаров для руководителей и специалистов (а также волонтеров соответствующего профиля) федеральных учреждений по различным аспектам развития познавательного туризма.
7.2. Обеспечение специальной подготовки работников федеральных учреждений, осуществляющих экскурсионное и надзорное сопровождение туристских групп, в том числе на круизных морских судах.
7.3. Формирование в федеральных учреждениях собственного корпуса (включая функционирующего сезонно) экскурсоводов (в том числе из числа волонтеров).
7.4. Развитие практики проведения стажировок и ознакомительных поездок руководителей и специалистов федеральных учреждений в отечественные и зарубежные национальные парки и иные природные резерваты для изучения опыта организации познавательного туризма.
7.5. Создание пакета информационных материалов и серии учебно-методических фильмов для специалистов в сфере познавательного туризма.
7.6. Развитие практики проведения федеральными учреждениями обучающих семинаров для экскурсоводов партнерских туроператорских организаций, а также аттестации экскурсоводов, работающих на особо охраняемых природных территориях.
7.7. Привлечение студентов профильных вузов для прохождения на особо охраняемых природных территориях производственной практики по тематике познавательного туризма, с учетом перспективы их дальнейшей работы в этой сфере.
7.8. Содействие разработке и внедрению федеральных образовательных стандартов в области подготовки специалистов в сфере познавательного туризма, а также подготовке и изданию учебных пособий для студентов вузов соответствующего профиля.
8. Развитие партнерских связей с российскими и иностранными туристическими компаниями и другими организациями, заинтересованными в развитии познавательного туризма
8.1. Создание каждым федеральным учреждением эффективной системы партнерства и взаимодействия с региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, турагентами, туроператорами, некоммерческими организациями, учреждениями образования, науки и культуры и иными сторонами, заинтересованными в развитии познавательного туризма.
8.2. Сотрудничество с Ростуризмом, региональными государственными органами по туризму, а также с туристско-информационными центрами и иными туристскими организациями для демонстрации потенциала ООПТ в познавательном туризме и продвижения турпродукта особо охраняемых природных территорий;
8.3. Разработка Паспорта путешественника по особо охраняемым природным территориям России и проведение эксперимента по его внедрению.
8.4. Проведение конференций по проблемам развития познавательного туризма, в том числе детско-юношеского, на особо охраняемых природных территориях.
8.5. Расширение практики участия федеральных учреждений в региональных, общероссийских и международных туристских выставках.
8.6. Организация пресс-туров и демонстрационных туров для туроператоров, турагентов и средств массовой информации для продвижения турпродукта и формирования положительного имиджа соответствующих особо охраняемых природных территорий.
8.7. Внедрение практики заключения договоров между федеральными учреждениями и региональными подразделениями МЧС России о взаимодействии с целью обеспечения безопасного пребывания посетителей на особо охраняемых природных территориях.
8.8. Использование потенциала Ростуризма, региональных государственных органов по туризму, туристско-информационных центров и иных туристских организаций для продвижения турпродукта особо охраняемых природных территорий.
8.9. Интеграция турпродукта особо охраняемых природных территорий в региональные программы развития туризма и социально-экономического развития регионов.
8.10. Инициирование совместной с региональными органами государственной власти деятельности по экстраполяции положительного опыта федеральных учреждений в сфере развития познавательного туризма за пределы особо охраняемых природных территорий, в интересах комплексного развития туризма в регионе.
8.11. Широкое использование на особо охраняемых природных территориях потенциала волонтерского движения.
8.12. Усиление PR-сопровождения деятельности в сфере развития познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях.
8.13. Формирование партнерских отношений с крупными международными организациями, специализирующимися на поддержке развития познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях (TIES и др.) в целях продвижения туристского продукта, развития добровольной сертификации и обмена опытом в рассматриваемой сфере.
8.14. Формирование имиджа России как страны, благоприятной для развития познавательного туризма.
[1] - Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации)