15 апреля в Корпусе Бенуа Михайловского дворца начала свою работу выставка Исаака Левитана.
На экспозиции, приуроченной к 150-летию со дня рождения мастера, представлено около 100 произведений живописи и графики из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, Музея-квартиры И.И. Бродского. Выставка будет продолжением серии экспозиций Русского музея, посвященных ведущим мастерам отечественного пейзажа (А.К.Саврасов, А.И.Куинджи, И.И.Шишкин).Без творчества Исаака Левитана невозможно представить историю русского искусства. Прожив сравнительно короткую жизнь, мастер оставил после себя богатое творческое наследие: его произведения можно встретить даже в самых отдаленных музеях нашей страны. При этом все острее ощущается необходимость более полного знакомства как с его прославленными, так и с малоизвестными работами.
На выставке впервые за последние полвека в стенах Русского музея можно увидеть так много шедевров Левитана. Перед посетителями предстанет полная коллекция его пейзажей из собрания ГРМ, а также знаменитые полотна из Третьяковской галереи. Представленные экспонаты отражают все основные этапы творческого пути Левитана.
Ученик А.К. Саврасова, Левитан именно от него перенял любовь к «пейзажу настроения». Наиболее заметной среди его ранних работ была картина «Осенний день. Сокольники» (1879, ГТГ). Она была одной из немногих привлекших внимание П.М. Третьякова на ученической выставке. Вскоре он приобрел пейзаж и с этого времени стал постоянным покупателем лучших работ Левитана. Через соученика Н.П. Чехова произошло знакомство художника с его братом «Антошей Чехонте» - А. П. Чеховым. Понять сложные душевные переживания Левитана помогает камерный эпистолярный раздел выставки, посвященный многолетней дружбе двух величайших представителей отечественной культуры.
Натурная работа в окрестностях Москвы, где его напарниками были К.А. Коровин, В.В. Переплетчиков, А.С. Степанов, стала важным этапом в профессиональном становлении Левитана. Одна из лучших созданных там работ - наполненный мистической тишиной пейзаж «Осеннее утро. Туман» (1886-1887, ГТГ), первым владельцем которого был художник-баталист В.В. Верещагин. Однако основным результатом занятий живописью того периода стали многочисленные этюды. Этюд имел особое значение для Левитана. Он считал, что только в нем можно увидеть все особенности выбранного мотива. Большинству значительных полотен Левитана предшествовала кропотливая работа с этюдами. Например, при создании картины «Осень. Мельница. Плес» (1888, ГТГ) художник запечатлел несколько ракурсов одного и того же места. На экспозиции можно увидеть этюды первой половины 1880-х годов из собрания ГРМ: «Останкино», «Черемуха», «Домик с ракитами», «Жаркий день» (1883) и др.
В последующие годы Левитан совершил ряд очень важных для его творческой биографии поездок. На некоторых из них настаивали врачи, ибо здоровье художника постоянно находилось под угрозой. Весной 1886 года после очередной тяжелой болезни он отправился в Крым. Восприятие Левитаном древней Тавриды разбудило в нем те чувства, которые были характерны для художников эпохи романтизма (например, К.-Д. Фридриха). В таких картинах, как «Татарское кладбище. Крым» (1886, ГТГ), ощущение вечного существования природы подчеркивает бренность человеческого бытия. Позднее в своих воспоминаниях М. В. Нестеров сказал о том, что Левитан «первый открыл красоты южного берега Крыма».
Вернувшись из Крыма, Левитан познакомился с женой московского врача С.П. Кувшинниковой, чей портрет (1888, Музей-квартира И. И. Бродского) также представлен на экспозиции. Став ученицей художника, она на протяжении восьми лет была с ним рядом. Наиболее продуктивными были совместные поездки на Волгу, в Плес.
Первое знакомство с великой русской рекой весной 1887-го обернулось для Левитана разочарованием. Он увидел ее «тоскливой и мертвой». Нотки печали присутствуют в картине «Вечер на Волге» (1887-1888, ГТГ), положившей начало серии шедевров «волжского периода». На следующий год Левитан вновь отправился к берегам Волги, но уже не один, а в компании Кувшинниковой и художника А.С. Степанова. На этот раз поездка не была ему в тягость и стала более продолжительной по времени. Новое восприятие волжской природы отражено в картине «На Волге» (1888, ГТГ). Пребывание Левитана в Плесе летом 1889 года стало кульминацией «волжского периода» художника. Он написал большое количество этюдов, а в картинах обобщил свои впечатления от волжских красот. Особенно наглядно это проявляется в произведениях «Вечер. Золотой Плес» и «После дождя. Плес» (оба - 1889, ГТГ). Блестящим завершением путешествий Левитана по Волге, последнее из которых он совершил в 1890-м, явились два бесспорных шедевра - «Тихая обитель» (1890, ГТГ) и «Вечерний звон» (1892, ГТГ). Первая из картин положила начало широкому признанию самобытного таланта пейзажиста и на XIX выставке Товарищества передвижников, по словам Чехова, произвела фурор.
В 1890-е Левитан побывал в Германии, Франции, Италии, Австрии и Швейцарии. Его влекло к созданию «чистых» пейзажей, в которых можно было лучше понять особенности природы чужой страны, таких, как представленная на экспозиции «Весна в Италии» (1890, ГТГ). После крымской поездки объектом пристального внимания и изучения мастера за пределами России были горы, свидетельством чему служит картина «Озеро Комо» (1894, ГРМ). Однако за границей Левитан особенно остро чувствовал свою привязанность к родине, и яркие впечатления быстро сменялись тоской по отчизне. В последнее десятилетие своей жизни мастер создал полные эпических обобщений полотна, ставшие своеобразным гимном величию русской природы.
После Плеса основным источником вдохновения живописца стал Тверской край. Именно там Левитаном было написано программное произведение «У омута» (1892, ГТГ). Когда-то эти же места вдохновили А.С. Пушкина на создание поэмы «Русалка». Однако вместо лирического настроения прежних произведений в картине «У омута» появляются тревога и грусть: в ней отразились личные невзгоды Левитана. В начале 1892-го был напечатан рассказ Чехова «Попрыгунья», в котором современники без труда узнали прообразы Левитана и Кувшинниковой, из-за чего художник почти на три года разорвал отношения с писателем. Вскоре, в связи с выселением евреев из Москвы, Левитан был вынужден уехать в Болдино, где была начата работа над очередной этапной картиной - «Владимирка» (1892, ГТГ). История ее создания такова: после охоты Левитан случайно вышел на печально известную в России столбовую дорогу, с которой были связаны судьбы многих сотен каторжан.
После картин «У омута» и «Владимирка» кульминационным завершением сюжетной линии пейзажей, объединенных общей темой «драма жизни», стало монументально-эпическое полотно «Над вечным покоем» (1894, ГТГ). В нем художник подвел своеобразный итог своим исканиям как темы произведения, так и живописно-пластических средств. В письме П. М. Третьякову Левитан писал о картине: «В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием…»
В 1894-м произошли важные изменения в творческой и личной жизни Левитана. Он познакомился с А.Н. Турчаниновой, что стало причиной разрыва с Кувшинниковой. Ему поставили страшный диагноз - тяжелое поражение аорты. Все это привело Левитана к очередной попытке самоубийства в июне 1895-го. Свидетелем жизненных перипетий художника был Чехов, отразивший отдельные фрагменты событий в своей пьесе «Чайка».
В то же время творчество Левитана словно получило второе дыхание: он проявлял удивительную работоспособность. В марте 1895 года в имении Турчаниновой в Тверской губернии, где для него была построена специальная мастерская, Левитан написал, вероятно, самую оптимистичную свою картину «Март» (1895), наиболее удачно отразившую тему весеннего пробуждения природы в его творчестве.
В последние годы жизни художника некоторая бравурность красок его произведений середины 1890-х годов стала вытесняться мрачноватой серой цветовой гаммой. Иногда этого требовало соответствие нордическому колориту («На Севере», 1896; «Остаток былого. Сумерки. Финляндия», 1897, оба - ГТГ), однако главной причиной нарастания драматичного настроения в пейзажах Левитана было его ухудшающееся здоровье. Мистически-холодными выглядят картины «Лунная ночь. Деревня» (1897, ГРМ) и «Лунная ночь. Большая дорога» (1897-1898, ГТГ), которые становятся иллюстрацией чувства одиночества и безысходности существования мастера.
Предчувствуя скорый конец, художник изо всех сил спешил жить. В его мастерской было множество находящихся в процессе работы произведений, а выставочной деятельности Левитана позавидовал бы любой из его коллег. Его творчество, наконец, получило официальное признание Императорской Академии художеств, присвоившей ему в 1898 году звание академика.
Весной 1900 года художник, несмотря на плохое самочувствие, выехал со своими учениками на натурную работу в Химки. Эта поездка оказалась роковой: Левитан простудился и после продолжительной болезни скончался.
В 1901-м в Петербурге и Москве состоялась посмертная выставка Левитана, после которого остались десятки неоконченных картин и сотни этюдов. Среди впервые представленных там произведений центральное место занимало последнее крупноформатное полотно «Озеро (Русь)» (1899–1900, ГРМ). Картину, которую сам художник считал неоконченной, называют «лебединой песней» Левитана. Глубоко символично, что произведение имело первоначальное авторское название «Русь», став воплощением творческих возможностей мастера отечественного пейзажа и своеобразным завещанием будущим поколениям.
Выставка организована при финансовой поддержке ВТБ и продлится до 15 июля
Об этом "Туризму в России" сообщили в пресс-службе Русского Музея