4 апреля – ПАСХА, Светлое Христово Воскресение
Воскресение Христово – величайший христианский праздник, день торжества православной веры, знамение победы Спасителя над грехом и смертью и начало бытия нового мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом.Праздничная пасхальная служба совершается во всех храмах в ночь с субботы на воскресение, вся она исполнена величайшей радости и ликования. В этот и последующие дни многократно звучат слова пасхального приветствия: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!», которыми мы исповедуем веру в Воскресение Господа.
Пасхальное богослужение начинается в субботу, примерно в половине двенадцатого ночи, с совершения перед располагающейся посреди храма плащаницей – изображением снятого с Креста Спасителя – полунощницы с чтением канона. Затем плащаница заносится священнослужителями в алтарь храма и полагается там на престол.
Торжественная пасхальная утреня начинается в полночь с совершения крестного хода. Духовенство с крестом, Евангелием, иконами и хоругвями, сопровождаемое молящимися с зажженными свечами в руках, под звон колоколов выходит из храма как бы на встречу грядущему Спасителю.
Обойдя вокруг церкви, крестный ход останавливается в ее притворе перед закрытыми дверями, символизирующими вход в Гроб Господень. Здесь мы впервые слышим радостные слова: «Христос воскресе!» Священнослужители и хор поют пасхальные песнопения.
Двери храма открываются; священнослужители и молящиеся входят в храм, где начинается пение пасхального канона.
За пасхальной утренней следует Божественная литургия. Если служение совершают несколько священников, то по древнему обычаю Евангелие на литургии читается на нескольких языках, древних и современных: это символизирует собою обращенную ко всем народам апостольскую проповедь.
В конце пасхальной Божественной литургии совершается освящение артоса. Артосом (по гречески – «хлеб») мы называем особый круглый хлеб, на котором изображается Крест Господень или Воскресение Христово. На протяжении пасхальной недели артос находится в храме, выносится на крестные ходы, а в субботу после богослужения разрезается на части и раздается верующим. Обычай этот ведет свою историю со времени Воскресения Христова.
Информация предоставлена Костромской епархией
История Костромской епархии:
С древних времен Кострома была одним из центров духовной жизни Руси. Здесь на рубе же пятидесятых-шестидесятых годов XIII столетия совершилось явление всероссийски чтимой православной святыни, чудотворной Фео доровской иконы Божией Матери – моленного образа благоверного князя Александра Невского, которым в 1613 году в стенах костромского Ипатьевского монастыря был благословлен на царство Михаил Феодорович Романов.
В ХIV веке костромской край, часть Северной Фиваиды, был прославлен молитвенными подвигами и трудами учеников и духовных последователей игумена Земли Русской – преподобного Сергия Радонежского. Один из первых сподвижников аввы Сергия преподобный Авраамий Чухломской и Галичский основал в костромских пределах четыре монастыря. На костромской земле, среди некогда непроходимых лесов, в молитве и делах благочестия подвизались и другие Сергиевы ученики – преподобные Павел Обнорский, Иаков Железноборовский, Пахомий Нерехтский, Макарий Писемский, преподобный Никита, строитель костромского Богоявленского монастыря, который был не только учеником, но и близким родственником преподобного Сергия. Всего на костромской земле просияло более 30 угодников Божиих.
« Костромская сторона , – как пишет выдающийся костромской церковный историк и краевед XIX века протоиерей Михаил Диев (1794-1866), – с самого начала в ней веры христианской, принадлежала Ростовской епархии – как дело проповеди ростовских архиереев. По кончине государя Всеволода Георгиевича, именуемого Великим Гнездом, Кострома досталась в удел второму сыну его, великому князю Георгию II , и когда Георгий по вражде с братом Константином, ростовским князем, 1213 года испросил себе особого архиерея и основал для своих владений в Суздале от дельную от Ростова епископию, в это время Костромская сторона, как принадлежность великого княжества, от Ростовской епархии вступила в состав Суздальской. Когда же митрополит всея России Максим, 1299 года закрывши свою епископию в Суздале, основал свое местопребывание во Владимире, с той поры Костромская сторона взошла в состав митрополичьей области. Таким образом, Костромская сторона, до самого учреждения в ней епархии, находилась в непосредственном управлении священноначальников земли Русской... »
С учреждением в 1589 году патриаршества Кострома и Галич вошли в состав патриаршей области, ставшей затем – после упразднения патриаршества и создания в 1721 году Святейшего Синода – синодальной. 1 сентября 1742 года синодальная область была преобразована в Московскую епархию, включившую в себя 200 монастырей и более 5 тысяч приходов.
Управление столь обширной епархией было весьма затруднено, и в середине ХVIII века возникла необходимость совершенствования церковно-административного деления и учреждения новых епархий.
18 июня 1744 года Святейший Правительствующий Синод направил императрице Елизавете Петровне (1709-1761) «всеподданейший доклад», в котором «для лучшего церквей святых правления и учреждения церковного благочиния» предлагал учредить во Владимире, Костроме, Переславле Залесском и Тамбове новые епископские кафедры.
Немногим менее месяца спустя, 16 июля 1744 года , императрица Елисавета Петровна, рассмотрев доклад Синода, подписала указ об учреждении в четырех «знатных городах», в том числе и «на Костроме», епископских кафедр.
Из двух кандидатур, предложенных Синодом для назначения на Костромскую епархию, на кафедру «богоспасаемых градов Костромы и Галича», государыня сделала выбор в пользу члена Святейшего Синода архимандрита костромского Ипатьевского монастыря Симона (Тодорского). Рукоположение отца Симона состоялось в конце марта 1744 года в придворной церкви Зимнего дворца «в высочайшем Ее Императорского Величества присутствии».
Однако, став епископом, преосвященный Симон так и не смог посетить свой кафедральный город. Первое время ему, как члену Святейшего Синода, необходимо было оставаться в столице, а уже через пять месяцев, 18 августа 1745 года, он был переведен на Псковскую кафедру.
Представляют интерес сведения о состоянии Костромской епархии, которые содержатся в докладе Синода от 18 июня 1744 года. В нем говорится о наличии в Костромской и Галичской провинциях 786 церквей, 27 мужских и 8 женских монастырей.
Более подробные данные о костромских храмах и монастырях этого времени содержит рукопись 1773 года, озаглавленная «История Костромской иерархии» и впервые опубликованная в 1887 году в «Костромских епархиальных ведомостях».
Согласно этому источнику, в середине ХVIII века в Костроме, провинциальном городе Московской губернии, было 3 мужских ( Троицкий Ипатьевский, Богоявленский и Симеоновский) и 2 женских монастыря (Крестовоздвиженский и Анастасиин), а также 38 приходских церквей.
В Костромском уезде насчитывалось 6 монастырей: 5 мужских (Спасский Запрудненский, Спасский Геннадиев, Богородицкий Игрицкий, Николаевский Бабаевский и Троицкий Сыпанов), и 1 женский (Богородицкий в Нерехте), а также 2 мужские пустыни: Ильинская Яблонная близ села Сидоровское и Преображенская в пригороде Плесе.
В городах и уездах Костромской провинции, к которой кроме Костромского относилось еще четыре, насчитывалось: в Любиме – 4 церкви, в Любимском уезде – Успенский Шеренский мужской монастырь и 3 пустыни: Троицкая Колесникова, Богородицкая, что на Свичне, Богородицкая Морозова; в Судиславле – 1 церковь, в Судиславском уезде – 2 пустыни: Николаевская, что на Сендеге, и Макарьевская, что на Письме; в Буе было 3 церкви, в Кадые – 2 церкви, в Кадыйском уезде – 2 пустыни: Новословинская и Николаевская, что в Надееве. К Костромской провинции принадлежали также два пригорода – Нерехта (6 церквей) и Плес (6 церквей), а также купеческий посад Большая Соль (5 церквей).
В состав Галичской провинции, которая принадлежала к Архангелогородской губернии, входило 7 городов и уездов.
В Галиче насчитывалось 13 приходских церквей и один женский Николаевский Староторжский монастырь. В Галичском уезде – 5 мужских монастырей: Паисиев, при городе Галиче, Новозаозерский Авраамиев, Флоровский, Иаково-Предтеченский Железноборовский и Ферапонтов. В Унже было 3 церкви, Унженском уезде – Макариев мужской монастырь и 2 пустыни: Варнавина и Николаевская Кажирова; в Чухломе – 1 церковь, в Чухломском уезде – мужской Авраамиево-Городецкий монастырь и Авраамиева Великая пустынь. В Соли Галичской (Солигаличе) стояло 6 церквей и 2 монастыря: Воскресенский мужской и Рождественский женский; Усольском уезде – 2 пустыни: Голдовская Жукова и Александрова на Воче. В Судае, Парфентьеве и Кологриве было по 2 церкви.
С перемещением епископа Симона (Тодорского) на Псковскую кафедру в Кострому был назначен ректор Киевской Духовной академии архимандрит Сильвестр (Кулябка), рукоположенный во епископа Костромского и Галичского в Санкт-Петербурге 10 ноября 1745 года. Новый епископ прибыл в Кострому в конце января 1746 года и поселился в кафедральном Свято-Троицком Ипатьевском монастыре, который с того времени до 1918 года стал официальной резиденцией костромских архиереев.
Одним из выдающихся дея- ний Преосвященного Сильвестра стало открытие в 1747 году Костромской Духовной семинарии, разместившейся в Ипатьевском монастыре. За годы существования семинарии ее выпускниками стали многие выдающиеся ученые, церковные и государственные деятели – митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Москвин), профессор Московской Духовной академии протоиерей Ф.А. Голубинский, академики Ф.И. Успенский, Н.В. Покровский и Е.Е. Голубинский, ректоры Московской Духовной Академии протоиерей А.В. Горский и епископ Феодор (Поздеевский) известный востоковед и путешественник, первый начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский), маршал А.Г. Василевский и многие другие.
Согласно сведениям, поданным епископом Сильвестром Святейшему Синоду в 1747 году, в Костромской епархии на то время числилось 13 соборов, 741 приходской храм, штатных: 3 протопопа, 1 ключарь, 960 священников, 1 протодиакон, 251 диакон; заштатных: 225 священников и 20 диаконов.
История Костромской епархии на протяжении последующих веков была наполнена многими событиями. Изменялись ее границы, упразднялись и вновь открывались монастыри, строились новые храмы, учреждались духовные учебные заведения.
Среди архипастырей, которые несли на древней костромской земле свое святительское служение, были многие выдающиеся проповедники и духовные писатели, известные церковные ученые и мужественные исповедники веры Христовой, принявшие страдания и смерть в годы гонений на Святое Православие. В их числе – епископ Августин (Гуляницкий), управлявший епархией с 1887 по 1891 год и прославившийся своими учеными богословскими трудами; епископ Виссарион (Нечаев), преемник по кафедре преосвященного Августина, управлявший епархией с 1891 по 1905 год – известный проповедник, основатель журнала «Душеполезное чтение», один из четырех архиереев Русской Православной Церкви, удостоенный высокой ученой степени доктора богословия; священномученик Никодим (Кротков), управлявший епархией в трагические годы репрессий и принявший в числе еще девяти костромских архипастырей, прошедших сталинские застенки и лагеря, мученическую кончину в 1938 году.
В 1844 году, в год 100-летия учреждения Костромской епархии, в ее пределах, по данным «Военно-статистического обозрения Российской империи», епархии числилось 14 мужских и 3 женских монастыря, 1007 храмов, 1244 молитвенных домов и часовен.
В 1894 году, спустя ровно 150 лет после учреждения Костромской епархии, из 1 416 366 жителей Костромской губернии 1 388 865 человек (98,05 %) являлись православными и единоверцами; в губернском центре – Костроме – к Православной Церкви принадлежали 31 362 из 33 012 горожан.
В 1908 году в состав епархии входили 11 мужских и 10 женских монастырей, где подвизались 226 монашествующих и 1606 послушников и послушниц; духовенство епархии состояло из 52 протоиереев, 1082 священников и 518 диаконов (за штатом пребывали 11 протоиереев, 78 священников и 52 диакона). Церквей в епархии насчитывалось (по данным 1909 года): соборных – 28, приходских – 1015, домовых – 23, приписных – 22, кладбищенских – 44; часовен было 1711. При храмах имелось 679 библиотек и 35 церковноприходских попечительства.
Трагические события XX столетия прервали мирное течение церковной жизни на древней костромской земле. Богоборцы закрывали храмы и обители, предавали поруганию святыни. В 1934 году варварски были взорваны Успенский и Богоявленский кафед-ральные соборы, вхо-дившие в ансамбль Костромского кремля. Многие из служителей и верных чад Церкви костромского края страданиями и муче-нической кончиной за-свидетельствовали свое исповедание веры во Христа. В сонме новомучеников и исповедников Российских прославлены костромские архипастыри священномученики архиепископ Димитрий (Добросердов), архиепископ Никодим (Кротков) и епископ Василий (Преображенский), священномученик Василий Разумов, иерей Сынановский, новомученики града Солигалича – протоиерей Иосиф Смирнов, иерей Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский, мученик Иоанн Перебаскин.
В 1944 году, спустя 200 лет после учреждения Костромской кафедры, здесь даже не было правящего архиерея: управлявший Костромской епархией в 1932-1936 годах священномученик Никодим (Кротков), находясь в заключении в тюрьме города Ярославля, преставился ко Господу 21 августа 1938 года, а следующий костромской архипастырь – епископ (впоследствии митрополит) Антоний (Кротевич; 1889-1973) – прибыл на свою кафедру лишь в 1946 году. С 1942 по 1946 год Костромской епархией управляли ярославские архиереи – архиепископ (впоследствии митрополит Киевский и Галицкий) Иоанн (Соколов; 1877-1968) и архиепископ Алексий (Сергиев; 1899-1960).
Новое время бытия Русской Православной Церкви, ознаменованное воссозданием утраченного и возвращением к духовным ценностям, зримо отразилось на костромской земле.
В 1989 году в составе епархии было всего лишь 64 действующих храма, не имелось ни одного монастыря или духовного учебного заведения. Сейчас в Костромской епархии – 195 приходов, 11 монастырей (3 мужских и 8 женских), 9 лет действует Духовная семинария. Восстали из руин многие храмы, среди которых – костромской Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор; развивается религиозно-образовательная и социально-благотворительная деятельность, работают православные детские приюты и богадельни, духовно-просветительские и молодежные центры.