Французский путешественник Николя Ванье: «С русскими нельзя не выпить!»
Вологда – один из остановочных пунктов его длинного путешествия из Иркутска в Москву. За три месяца Николя преодолел большую часть маршрута протяженностью 8000 километров. Самые трудные участки пути – горы, тайга и тундра – уже позади. 19 марта Ванье планирует завершить свою «сибирскую одиссею» в Москве. Когда осенью Николя готовился к путешествию, специальная команда заранее исследовала маршрут его странствий. Оказалось, что из 8000 тысяч километров пути две трети непроходимы. Трассу для француза прокладывает франко-российская команда за неделю до его приезда.3 марта Николя Ванье побывал в гостях на Вотчине Деда Мороза в Великом Устюге. Француз признался, что был просто очарован сказочным местом. Затем он продолжил свой путь по реке Сухоне. Однако до Вологды доехать на собаках не получилось: на реке Вологде лед местами уже растаял. На помощь пришли вологодские спасатели. Они погрузили путешественника вместе с собаками на КАМазы и доставили к мосту 800-летия. Оттуда Ванье на собачьей упряжке помчался к Соборной горке. Причем именно помчался. Упряжка с собаками буквально промелькнула перед глазами журналистов и операторов. Последние едва успели схватить штативы и бросились вдогонку.
Губернатор пообещал защитить Николя от медведей
У стен вологодского Кремля француза-путешественника встречали Вячеслав Позгалев и Алексей Якуничев, а также чрезвычайно уполномоченный посол Французской республики в Российской федерации Жан Каде. Едва Николя успел слезть с саней, его тут же обступили журналисты и фотографы, а вот простому люду было интереснее пообщаться с собаками. Хотя животные вели себя вполне дружелюбно, было видно, что они устали. Собак увезли отдыхать, а французского гостя проводили в Кремль, где он ответил на вопросы журналистов.
Поздравив путешественника с прибытием на вологодскую землю, Вячеслав Позгалев, поинтересовался у гостя, встречал ли тот на своем пути медведей:
- К счастью, нет. – улыбнулся Николя. – Но один раз в республике Тува на речном льду мы увидели свежие следы медведей. Солнце помогло нам избежать этой опасной встречи: речка была не настолько замерзшей, чтобы продолжать путешествие. А потом около десяти вечера собаки вдруг залаяли. Я подумал, что медведи все-таки близко, но оказалось, это волки.
Вячеслав Позгалев пообещал отважному путешественнику, что в Вологодской области он медведей не встретит.
«Я почти не чувствую холода!»
Затем состоялась пресс-конференция, и Николя Ванье рассказал вологжанам о непростой жизни французской «лягушки-путешественницы»:
- Хотя на календаре уже весна, погода сейчас еще зимняя, и свое путешествие Вы провели в условиях русской зимы. Как она Вам?
- Честно говоря, я не почувствовал, что зима холодная. И я, и собаки хорошо переносим холод, даже в 30 – 40 мороза. А собакам в такую погоду даже лучше бежать – дорога тверже. И я не стал бы употреблять в отношении себя фразы «герой дня» и «великий путешественник». То, что я делаю, - это не подвиг. Героями можно называть тех выходцев из Вологодской области, кто путешествовал в эпоху, когда не было ни снегоходов, ни «Газпрома».
- Какой вещи из повседневной жизни Вам больше всего не хватает в путешествии?
- Очень скучаю по жене и детям - я их не видел пять месяцев. А предмет назвать трудно. Если мы с собаками в чем-то нуждаемся, то всегда помогают местные жители.
- Это Ваше первое путешествие по России?
- Нет. В начале 90-х я полтора года странствовал по Сибири, преодолев расстояние от Монголии до Арктики. С точки зрения транспорта тогда путешествие было более разнообразным: верхом на лошади, на лодке по Байкалу, на санях в собачьей упряжке.
- Что Вас больше всего удивило в России, может быть что-то, что отличает нашу страну от Франции?
- Русское гостеприимство. Нет другой такой страны, где люди так часто приходят на помощь. Всегда приютят, накормят, пустят переночевать. Единственная проблема – каждый раз приходится пить водку. Начинается с «чуть-чуть», а потом… На следующий день, особенно когда 30 – 40 мороза, начинаются проблемы. Управлять трудно, упряжка криво идет.
- Откуда у Вас такие замечательные собаки?
- В 1990 году на берегу озера Байкал мне подарили сибирскую лайку. Дома я поженил его на гренландской лайке. Собаки, с которыми я путешествую сейчас, - внуки того сибирского пса.
- Каково физическое состояние животных? Ведь им пришлось пробежать тысячи километров.
- Собаки нуждаются в отдыхе. Для них это своего рода гонка. Во-первых, тропа превосходная, бежать легко. Во-вторых, они в отличной форме, это позволяет им преодолевать по 100 – 120 километров в день.
- Сейчас Вас везут те же собаки, с которыми Вы начали путешествие? Были ли несчастные случаи?
- Одну из собак мы потеряли в Томске - она погибла в драке в своей своре. Вместо нее привезли нового пса из Канады. Иногда семь собак бежали, а две отдыхали, и это помогало им сохранить силы. Я даю полное право журналистам назвать это путешествие подвигом собак.
- Для чего вообще Вы решили совершить эту одиссею?
- Цель моего путешествия – показать красоту вашей страны. Тайга с огромными елями высотой под 40 метров – незабываемое зрелище. А еще я хочу напомнить людям, как бережно нужно относиться к природе. Когда мы ехали дальше и видели такие же огромные ели, но уже лежащие на земле, у меня появилась идея сделать сюжет для телепередач во Франции, чтобы это видели дети. Хочу призвать их использовать как можно меньше бумаги, показав, во что превращаются красивые леса.
Кстати, после пресс-конференции журналистам раздали буклеты и плакаты, рассказывающие о путешествии Николя Ванье по России. Так вот, все они напечатаны на бумаге из вторсырья – как истинному защитнику природы, Николя невыносима даже мысль о том, что из-за него будет срублено хотя бы одно дерево.