Русская тройка
На чем, как не на тройке, хочется в морозный солнечный зимний денек промчаться по заснеженному полю где-нибудь за городом? Тройки обязательная спутница народных гуляний. Так и промчится мимо компании веселых ряженых, зимних игр и забав, песен под веселую гармонь, гаданий и добрых пожелания, дальше на ярмарку, где кроме угощения горячительными напитками, пирогами выпечкой, можно присмотреть новую уздечку, как раз по Новый год.
Русская упряжка уникальна. Нигде в мире больше не встретишь деревянную дугу. А русская тройка! Мало того, что все три лошади смотрят в разные стороны, они еще и бегут разными аллюрами. А ведь существовала еще парная дуговая упряжка - сегодня ее увидишь разве только на старинных картинах.
Необходимость в парной упряжке возникла в крестьянском хозяйстве для пахоты. Одна лошадь свободно тянула соху и даже более тяжелую косулю. Однако для плуга, самого совершенного пахотного орудия, тяги одной лошади оказалось недостаточно. Когда одной "лошадиной силы" стало мало, сбоку к оглобельной дуговой упряжке стали при помощи постромок припрягать вторую лошадь. На пристяжную или по-другому коренную лошадь надевали шорку или хомут. Вернее даже не хомут, а хомутик, так как он намного легче. Пристяжная лошадь только тянет плуг или повозку и, в отличие от коренника, развернуть или затормозить упряжку не может. Вслед за сельскохозяйственной парной упряжкой появилась и ездовая, известная с начала XVIII века. А в след за ней появилась и лихая тройка.
Русская упряжь, в каком-то смысле, порождение второй из известных проблем нашего отечества, плохих дорог, не зря она появилась именно в лесной зоне России. Она прекрасно приспособлена для езды по ухабам, глубокой грязи, снежным заносам. С появлением курьерских троек многие проблемы, связанные с быстрой доставкой грузов и пассажиров, были решены, и вместе с тем, появились новые, с которыми власти еще не сталкивались. Так, на дорогах империи, особенно в черте населенных пунктов, резко увеличилось количество несчастных случаев из-за столкновений троечных упряжек с повозками и пешеходами. Кроме того, персонал почтовых станций также должен был каким-то образом заранее предупреждаться о приближении конной почты, чтобы успеть подготовить смену уставшим лошадям. Иными словами, срочно требовался мощный звуковой сигнал, слышимый на значительном удалении.
Примерно до последней трети XVIII века ямщицкой братии его заменяли пение, громкая брань и разбойный посвист, впрочем, наказывавшиеся штрафами и побоями. Мы никогда не узнаем, кто первый придумал подвесить к зге под дугой бронзовый колокольчик, но выдумка эта мгновенно стала популярной. Почтовому начальству идея тоже понравилась - в сухую ясную погоду звон поддужных колокольцев слышался за 5-7 верст.
Ездить с малиновым звоном считалось особым шиком, от чего возникало немало казусов. Колокольчики под дугу начали вешать все, кому не лень, и уже не представлялось никакой возможности издали отличить курьерскую тройку с генералом от любой другой.
Даже такая утилитарная вещь, как предупредительный сигнал, давал пищу для русской фантазии. Так, под расписной дугой могло висеть от одного до трех и даже пяти "валдайских" колокольцев. Многочисленные жалобы почтового ведомства на любителей ездить со звоном привели к тому, что правительство строжайше запретило частным лицам украшать коней литой музыкой. Езда с колокольчиками до середины XIX века оставалась привилегией служителей почты и земской полиции.
Но не так-то просты оказались владельцы троек. Они с легкостью обошли запрет, заменив колокольчики на сбруе, на бубенцы, про которых в грозных циркулярах не было сказано ни слова. Их целыми гирляндами помещали на наборных арканах, ошейниках, ожерельях. Каждая тройка имела свое, уникальное звучание.
Иностранцы, испытавшие езду на тройке, единогласно утверждали, что нет более лихой и быстрой езды. Известен такой исторический анекдот. Как-то раз при Екатерине II в Петербург прибыл с визитом австрийский император Иосиф. Императрица решила удивить его скоростью, с которой ездили почтовые тройки. Велела найти самого лучшего ямщика и спросила: "Берешься отвезти высокого гостя в Москву за тридцать шесть часов?" "Довезу, матушка, - ответил ямщик. - Только не уверен, что довезу его душу". Даже дорога между двумя столицами до 1817 года была настоящим испытанием для путешественника. Обычно это расстояние проезжали за двое-трое суток.
Однако во второй половине XIX века в России развернулось интенсивное строительство железных дорог, и тройке пришлось уступить свои позиции. Технический прогресс вытеснил тройки в сельскую местность, где они долго еще сохраняли популярность на свадьбах и народных гуляниях. В начале XX столетия двухвековая эпоха знаменитых русских троек практически завершилась.
Тройка не имеет аналогов в других странах. Тройка - единственная в мире разноаллюрная упряжка: мощный рысак-коренник бежит рысью, а более легкие пристяжные лошади скачут галопом, красиво изогнув головы в сторону и вниз.
В современной жизни для русской упряжки по-прежнему находится место: на проселочных дорогах и улицах праздничных городов, на дорожках ипподромов и аллеях парков. Одноконная упряжка в России по-прежнему почти всегда дуговая. Да и тройка, утеряв свое утилитарное значение, вернулась к нам как атрибут праздника и красивый вид спорта. Хотя, конечно, конкретные условия вносят свои коррективы, и нынешняя тройка имеет определенные отличия от исторической.
Катание на русской тройке сейчас – это праздник, который оставляет незабываемые ощущения. Эта скорость и снег, летящий из-под копыт лошадей. А в новогодние каникулы Вы можете прокататься, с друзьями, семьей и даже коллегами.
А может, Вы хотите удивить друзей, и подъехать на тройке лошадей прямо к подъезду? Многие спортивные клубы дают лошадей на прокат, ну а если у вас до асфальта расчищенный двор, можно запрячь коней в праздничный фаэтон. А если Вы приедите на конную базу, то Вас не только прокатят на тройке, но и обучат верховой езде. Надо сказать, что Троицкое является идеальным местом семейного отдыха. Для детей здесь уйма интересных и познавательных вещей. Например, если к лошади ребёнок ещё должен привыкнуть, то от возможности прокатиться на добром пони он точно не откажется. Само присутствие рядом с животными уже создает для ребенка атмосферу психологического комфорта, поскольку они вызывают положительные эмоции. Особое удовольствие доставляет детям процесс кормления животных. Не лишайте их этой радости. Возьмите с собой немного белого хлеба, яблоко или семян подсолнечника и радости ребёнка не будет предела, а вместе Вы ещё не раз вспомните эти события.
Ольга Кутыркина
« На главную | Архив »
25.12.2005 Место работы – Великий Устюг
25.12.2005 Царская охота
22.12.2005 Русские валенки
21.12.2005 Сказка, застывшая в стекле
19.12.2005 Подари себе маскарад!
|