Поиск по сайту
 
 
Погода Москва
Сегодня
Днем: ...
Ночь: ...
Завтра
Днем: ...
Ночь: ...
Котировки
Error!
       
 
   

 



 

Как выбрать катамаран для отдыха

Если кто-нибудь из наших читателей еще не испытал на себе все прелести сплава по горным рекам, то мы настоятельно советуем вам испытать это самим. Конечно в наше время множество фирм предлагают услуги по организации такого вида отдыха, но ни что не сравнится с теми ощущениями, которые вы получите встретившись со стихией один на один, или с верными друзьями. Ну а для того, что бы это стало возможным вам в первую очередь нужно обзавестись собственным катамараном. Сегодня мы расскажем об одной из наиболее распостраненной конструкции - Катамаран-четвёрка. Катамаран-четвёрка - уникальное судно в мировой практике водного туризма и спортивного сплава. Рождённый в середине 1970-х (автором идеи считается москвич С.П.Папуш), через 10-15 лет ставший самым массовым судном в походах высоких (начиная с 4-й) категорий, не сдавший своих позиций даже в условиях массовой экспансии полиэтиленовых каяков (и связанной с ними совершенно новой культуры сплава по бурной воде), четырёхместный катамаран уверенно и, по мнению автора этих строк, вполне оправданно занимает одну из лидирующих позиций в ряду сплавных судов. Универсальность концепции обеспечивает судам этого класса весьма широкий диапазон применения - от семейных прогулок по низкокатегорийным речкам до организации рекордных прохождений суперпрепятствий. Естественно, что внутри своего класса катамараны-"четвёрки" весьма специализированы в зависимости от назначения.

Как водник, уделивший значительную часть сплавной жизни прохождению сложных маршрутов на катамаранах-четвёрках, попытаюсь поделиться опытом конструирования подобных машин, а также высказать свою точку зрения на некоторые вопросы стратегии и тактики их практического применения.


Речь пойдёт о четырёхместных катамаранах для экстремальных прохождений. Этот тип катамаранов к настоящему моменту уже достаточно оформился и обособился от других разновидностей "четвёрок". Более того, он практически полностью вытеснил с экстремальных маршрутов плоты на поперечных гондолах, которыми примерно до середины 1980-х годов были практически монополизированы "права" на прохождение максимально сложных препятствий (6В, 6С по отечественной классификации) на мощных и крутопадающих реках. Такая ситуация представляется вполне естественной.

 

Если принять стремление водников к прохождению максимально сложных препятствий как исходное условие, не исследуя его мотивы, можно попытаться дать определение спортивности прохождения препятствий. При стремлении к прохождению вообще всего, что течёт, и, с другой стороны, при наличии препятствий, представляющихся непроходимыми на данный момент, считается, что прогресс экстремального сплава заключается именно в постоянных попытках отодвинуть "границу непроходимости" - каждый раз хотя бы на одно препятствие, не пройденное до сих пор. Если, опять же, не подвергать сомнению тезис о направлении прогресса (кстати, он отнюдь не бесспорен), а обратить, наконец, внимание на технические детали процесса, бросается в глаза совершенно очевидный факт: подавляющее большинство сложнейших на момент прохождения рек и отдельных препятствий впервые проходится на том судне, которое на данный момент обеспечивает наиболее высокий уровень пассивной безопасности. Во времена каркасных байдарок, лодок ЛАС и ставных плотов - это был ставной плот. В эпоху КНБ, первых катамаранов и надувных плотов на поперечных гондолах - естественно, поперечный плот. Как ни грустно это звучит, но имело место элементарное стремление повысить безопасность прохождения за счёт пассивной безопасности, обеспечиваемой в первую очередь объёмом судна. То есть, наиболее объёмная машина, позволяющая "раздавить" препятствие, и считалась оптимальной. При этом роль экипажа имела тенденцию к уменьшению ровно в той мере, в какой прохождение препятствия обеспечивалось увеличением объёма гондол плота. Возникла парадоксальная ситуация: с повышением сложности пройденных препятствий уровень спортивности мероприятий имел, напротив, тенденцию к снижению. Верхом неспортивности, по мнению автора этих строк, явилась идея "бублика", успешно реализованная сибирскими водниками, - идея судна, роль экипажа которого стремительно приближается к нулю. То есть к почётному праву, привязавшись ремнями и крепко зажмурив глаза, открыть их ниже препятствия, совершенно самостоятельно пройденного судном, после чего принять поздравления. Очевидно, что большей бессмыслицей, с точки зрения спортивности, может быть только наглухо заваренная стальная бочка для прохождения Ниагарского водопада.

 

По-видимому, возможен даже численный показатель "спортивности прохождения" - отношение полного водоизмещения судна к количеству участников (а, возможно, к суммарной массе судна и экипажа). Чем меньше это отношение, тем, очевидно, в большей степени успешное прохождение порога является следствием именно мастерства и хладнокровия экипажа, а не объёма и неуязвимости судна. Разумеется, речь идёт о конкретном препятствии при фиксированном расходе воды. Естественно, что с таких позиций не остаётся ничего более логичного, чем признать единственным, по-настоящему спортивным судном, каяк. И действительно, история прохождения препятствия практически никогда не прекращается с его первопрохождением, а развивается в направлении повышения спортивности прохождений, т.е. в направлении сплава на всё менее объёмных судах, за счёт повышения сплавного мастерства и опыта участников прохождения. Многие препятствия, в своё время считавшиеся доступными только плотам, в настоящее время успешно пройдены на каяках. Но тут позволю себе сделать одно наблюдение (возможно, небесспорное): прогресс в этом направлении не всегда приводит к прохождению препятствия на каяке.

 

В самом деле, если не говорить об уникальных по сложности препятствиях, таких, как пороги "Винт" и "Затычка" на Чулышмане, завал "Перестройка" на Башкаусе, каскад водопадов на Чульче или не пройденный до сих пор Карагемский прорыв Аргута, т.е. о препятствиях, по мнению автора, уже не предназначенных Создателем для спортивного сплава, - есть большой класс реально проходимых и многократно пройденных порогов категорий 6В, 6С. Таких, как "Ключевой", "Капкан", "Мясорубка" на Башкаусе, "Чёртов мост" и "Три Вовы" на Чулышмане, "Президиум" в Мажойском каскаде Чуи, "Горка" в каньоне "Блокгауз" на р. Белая, и множество других. Все они впервые были пройдены на плотах. Все они неоднократно пройдены и продолжают проходиться на катамаранах-"четвёрках". Случаи прохождения их на каяках чрезвычайно редки. Возможно, эта ситуация изменится в будущем, но пока тенденций к такому изменению не видно. Похоже, что даже каякер экстракласса имеет всё-таки слишком мало возможностей более-менее осознанно ориентироваться в пороге с таким соотношением расхода и уклона. Естественная область применения каяков, по мнению автора, всё же несколько ограниченна и лежит в области меньших значений расхода, до 30 куб.м/сек - но при гораздо больших, чем доступны катамаранам и плотам, уклонах - до 100 м/км.

 

Таким образом, естественным путём проявилась и сейчас уже осознана уникальная область применения четырёхместных катамаранов - спортивное прохождение мощных, "расходных" препятствий "нормальной шестой" категории.

 

Если же смотреть на сложный поход, как на автономное путешествие, позиции катамарана-4 представляются ещё более прочными. Доказано на практике, что возможна организация таких мероприятий как чисто каячной группой, так и чисто плотовой. Однако именно катамаран имеет здесь серьёзные преимущества и перед плотом, и перед каяком: на катамаране, в отличие от каяка, легко транспортируется весь груз, без особой необходимости экономить на комфортности палаток и спальников, калорийности походного рациона и количестве верёвок для страховки. Плот же не в состоянии конкурировать с катамараном в мобильности, понимаемой широко - как сочетание способности развивать весьма существенную положительную скорость при сплаве с относительной лёгкостью сборки/разборки судна и обносов непроходимых участков. Представляется очевидным следующее заключение: применение катамаранов-4 большого объёма (около трёх тонн) совершенно целесообразно и достаточно "спортивно" в автономных походах высшей категории сложности по рекам с большим (от 70 куб.м/сек) расходом воды и значительным (до 50м/км) уклоном русла. В этот класс маршрутов попадает подавляющее большинство традиционных "эталонных" алтайских и саянских "шестёрок", множество маршрутов высшей категории в других популярных сплавных районах.


Практика показала, что катамаран для этих маршрутов лучше строить по по схеме "верблюд". Комплекс габаритных характеристик наиболее удачно зарекомендовавших себя конструкций выглядит так: длина от 5 до 5,5 метров, ширина - от 2,2 до 2,5 метров, объём двух гондол - от 2,500 до 3,500 куб. метров, масса (при наличии штатной дюралевой рамы) - от 60 до 90 кг.

 

При большом количестве фирм-производителей сплавных катамаранов, приходится тем не менее констатировать отсутствие в продаже судов с характеристиками, близкими к вышеперечисленным. Объясняется это, очевидно, весьма низкой потребностью в технике такого класса, поскольку далеко не каждый турист-водник ставит перед собой задачу ходить постоянно в походы максимальной сложности. При том, что катамараны такого класса существенно больше по габаритам и несколько сложнее по конструкции, чем "среднестатистическая" четвёрка, а требования, предъявляемые к их надёжности, чрезвычайно высоки, серийное производство этих машин вряд ли может оказаться рентабельным. Поэтому тот, кто хочет сплавляться на трёхтоннике, должен либо построить катамаран самостоятельно, либо быть в состоянии хотя бы грамотно поставить задачу исполнителю, взявшемуся за постройку такого судна. Если соображения, изложенные в этой статье, пригодятся кому-либо при постройке катамарана, - автор будет считать свою миссию вполне удавшейся.


« На главную | Архив »


08.06.2006 Автомобильное путешествие без потерь
08.06.2006 Блесны на все случаи жизни
05.06.2006 Удивительная Мещера
05.06.2006 GPS-навигатор – на отдых во всеоружии
01.06.2006 Как подготовить автомобиль к путешествию
 



 







Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС 77-20764 от 1 августа 2005 г
Copyright ©2005 ООО "Развитие"
Координаты:
тел.: +7 (495) 585-3535
e-mail:
Rambler's Top100
Веб дизайн и разработка сайта - Erius Company