Города и районы Карачаево-Черкесии подпишут соглашения о куначестве и побратимстве
В Карачаево-Черкесии 2011 год объявлен Годом куначества. В настоящее время в районах республики проводится работа по подготовке и проведению мероприятий, посвященных возрождению традиций куначества в Карачаево-Черкесской Республике.Завтра, 17 июня 2011 года, состоится торжественная встреча делегаций Прикубанского и Адыге-Хабльского районов, в ходе которой будет подписано соглашение о куначестве и побратимстве. Следует подчеркнуть, что национальные районы выбрали побратимами примерно те же районы, с которыми у них сложились давние дружеские отношения. Побратимами станут: Прикубанский и Адыге-Хабльский районы, Зеленчукский и Карачаевский, Хабезский и Малокарачаевский. Делегации вновь образованных Абазинского и Ногайского районов готовятся принять у себя жители Усть-Джегутинского и Урупского районов.
В населенных пунктах КЧР, принимающих участие в проекте, кроме подписания соглашений о побратимстве (куначестве), состоятся встречи и концерты с участием самодеятельных коллективов, спортивные соревнования, этнографические экскурсии. Также пройдут культурно-этнографические вечера, другие мероприятия, посвященные национальной культуре, национальной кухне, промыслам т.д.
Год куначества в Карачаево-Черкесской Республике стартовал 22-24 марта т.г. в Северо-Кавказской государственной технологической академии проведением студенческого фестиваля народного творчества "Этнокультурные ценности - путь к взаимопониманию", организованного силами органов студенческого самоуправления, коллектива преподавателей и администрации академии. В рамках студенческого фестиваля подвели итоги конкурса студенческих работ "Морально-этические традиции народов Карачаево-Черкесии-как фактор устойчивого развития региона". Состоялись заседания молодежных клубов "Дружба" и "Прометей" по формированию межэтнической и межконфессиональной толерантности, театрализованный показ традиций куначества народов Карачаево-Черкесии, выставки-показы памятников материальной и духовной культуры.
Как пишет в статье «Мы с вами одной крови» автор-консультант Министерства по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати Шамиль Абитов, «народы Северного Кавказа издревле славились своим отношением к гостю, гостеприимство было здесь основным законом, стоявшем выше государственных и этнических, а порой и религиозных уложений и требований, было той скальной плитой, на которой уверенно стояли жившие здесь народы, было той основой, благодаря которой в течение веков сохранялись мир, согласие и добрососедские отношения на Кавказе.
Соединив живительную силу национальных традиций и наше нынешнее стремление к согласию, возрожденный институт куначества, годом возрождения которого объявлен 2011-ый, успешное проведение намеченных мероприятий и достижение конечных результатов, несомненно, будут способствовать сохранению, дружеских отношений, основанных на принципах взаимопонимания и братства у людей разных национальностей.
Гостеприимство и куначество в свое время стали той благодатной почвой, на которой зародились и получили развитие тесное и всестороннее взаимодействие и сотрудничество русского и кавказских народов, стали основой укрепления дружбы между различными племенами и народами, не говоря уже о консолидации внутри одного и того же народа. Обряд этот названием своим обязан тюркскому слову "конак" или "кунак", что значит "гость". В период кавказских войн (да и намного ранее) куначество было одной из главных составляющих в постоянном поиске формулы компромисса. Многие представители кубанского и терского казачества братались с горцами и становились их кунаками, понимая, что дружба, взаимопонимание, уважение к иноплеменной культуре дает, куда большие результаты, нежели ссоры и распри.
"Россия стала великой державой именно потому, что использовала политику сплава национальных культур населяющих ее народов. Это послужило крепкой основой для завязывания торговых и других отношений между разными народами," - пишет ростовский историк Александр Нетесов.
Горцы свято хранили выработанные веками основы и правила куначества, вобравшего в себя признаки и гостеприимства, и искусственного родства, олицетворявшего традиционные методы горской народной дипломатии.
Куначество имело широкое распространение у разных народов. Кунаком мог стать любой из представителей этих народов, а после присоединения к России и появления на территории Северного Кавказа казачьих поселений и представители русского казачьего населения. Этика куначества считалась основой взаимоотношений между народами. Обычай куначества сводится к тому, что двое мужчин, которые принадлежат к разным родам, народностям, национальностям, объявляют друг друга кровными братьями и, обязуются оказывать друг другу помощь, предоставлять кров и защиту. Клятва побратимства скреплялась обменом оружием, данную клятву нельзя было нарушить, верность слову сохранялась при любых, самых критических даже крайне опасных для жизни обстоятельствах. Такая дружба нередко передавалась из поколения в поколение.
Куначество у наших народов почиталось наравне с родством, более того, узы побратимства, узы дружбы считались более важными и ответственными, нежели родственные. Проявление неучтивости по отношению к брату могли простить, по отношению к другу - нет. Чтобы побрататься, горцы или давали торжественную клятву в присутствии «третьих лиц», или пили молоко из одной чаши, в которую, как символ верности, клали золотое кольцо, чтобы дружба не ржавела. Другим вариантом заключения дружеского союза было соединение крови: побратимы делали на пальцах порезы и смешивали капельки крови. После совершения одного из ритуалов названные братья обменивались шашками, башлыками, бурками, а о свершенном обряде сообщали семьям и близким.
В ходе исторического развития сам институт куначества тоже трансформировался, традиции добрососедства и взаимопомощи стали приниматься глубже, масштабнее, со временем это слово стало толковаться значительно шире, появилось понятие "побратимство", которое предполагало установление дружеских связей не только среди отдельных представителей народов, но и между отдельными аулами, станицами, городами и областями между разными регионами и даже странами. Из недавнего исторического прошлого можно вспомнить побратимские связи городов Ставрополя и Черкесска с болгарскими городами Пазарджик и Пештера. В Ставрополе большой универмаг до сих пор носит название " Пазарджик", а жители г. Черкесска и сегодня называют целый микрорайон города "Пештера", хотя многие молодые люди и не догадываются о происхождении этого названия. Следует особо подчеркнуть, что этика куначества, главные общечеловеческие и духовные ценности, заложенные в древней традиции куначества: дружба, взаимопомощь, взаимовыручка, добрососедство и др. сохранились и в отношениях побратимства».
Пресс-служба администрации Карачаево-Черкесской Республики