Для посетителей природного заказника «Долина реки Сетунь» проводят экскурсии по местам обитания бобра.
Коренными жителями долины реки Сетунь бобры никогда не были – они появились в заказнике в конце 90-х годов 20-го века. Специалисты предполагают, что грызуны были реинтродуцированы, то есть искусственно подселены на природную территорию. Новый вид вторгся в устоявшуюся природную систему и попытался перекроить под себя. А когда бобры заселяют новую территорию – это серьезно.Строительство плотин, приводит к подтапливанию, заболачиванию берегов и вываливанию прибрежных деревьев. В конечном счёте, на берегах захваченного водоема остается только серая ольха. Бобры строят хатки и роют в берегах норы, заготавливают веточный корм на зиму, валят деревья и кустарники в воду. Ко всему прочему, они плодовиты и крайне устойчивы к имбридингу (близкородственному скрещиванию).
На протяжении всей истории человечества представители семейства бобровых были неизменным объектом охоты. К началу 20 века бобр практически исчез из Российских губерний. В советское время этот вид искусственно поселяли во все подходящие угодья.
В 2008 году, на участке реки от моста на Неженской улице, в районе Фили-Давыдково до моста Киевской железной дороги зарегистрировано поселение трех бобров. По количеству погрызов и ширине, следов, оставленных нижними резцами на древесно-веточном корме это молодая пара и один бобрёнок того, 2008, года. На Сетуни выявлены ещё два индивидуальных участка, занятых взрослыми одиночными особями бобра: в районе Рябиновой улицы и Неженская пойма. Во время экскурсий осматриваются береговые погрызы, замеряется, диаметр деревьев, используемых бобром, ширина следов, оставленных нижними резцами на древесно-веточном корме, определяется возраст животного, его положение в семейной группе.
Заниматься осенней заготовкой корма и строительством плотин в русле реки бобру не удастся - все упавшие в воду деревья удаляются службами заказника. Но голодная смерть бобрам всё равно не грозит. Река не замерзает зимой, в любой день, а точнее сумерки можно вылезти на берег и закусить и не обязательно валить целое дерево, вполне подойдёт и пневая поросль.
Бобр на территории заказника это один из немногочисленных «временных» видов млекопитающих, следы его жизнедеятельности в виде погрызов береговой растительности и норы являются интересным познавательным объектом для изучения и экскурсионной деятельности.
Пресс-служба Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы