В Зрительном зале Большого театра восстановлены исторические гербы XIX века
В Зрительный зал Государственного академического Большого театра России вернулись геральдические символы середины XIX века. Над Центральной (Царской) ложей установлен герб Российской империи 1856 года. Двуглавый орел с гербом Дома Романовых разместился над Правительственной ложей (бывшей ложей Царской семьи). Бывшую ложу министра Императорского Двора, а ныне Директорскую ложу украсил герб Москвы, сообщил официальный представитель генподрядчика директор Департамента по связям с общественностью Инвестиционной группы "Сумма Капитал" Михаил Сидоров.В рамках проекта реставрации и реконструкции Большого театра было принято решение о воссоздании исторического облика Большого театра, в том числе символики Зрительного зала в том виде, как она было создана к коронационным торжествам императора Александра II в 1856 году. Проект восстановления исторических гербов был поддержан Комитетом по культурному наследию Москвы. Окончательное решение о замене советской символики на дореволюционную было утверждено в 2006 году на Геральдическом совете при Президенте Российской Федерации.
"Имперская символика Зрительного зала оставалась в своем первоначальном виде до 1924 года, когда произошла ее замена на гербы СССР, затем обновляемыми в связи с изменениями в структуре главного государственного символа страны. В 2005 году на порталах лож находилась государственная символика в редакции 1956 года. Исторические гербы середины XIX века к началу масштабного проекта по реконструкции и реставрации Большого театра не сохранились", - отметил представитель генподрядчика М. Сидоров.
Для восстановления гербов был проведен большой объем научно-исследовательских работ и историко-архивных изысканий, в том числе сравнительный анализ фотоматериалов конца XIX века из фотоархива Государственного Научно-Исторического Музея Архитектуры имени А.В. Щусева и изображений элементов символики по графическим архивным материалам середины и конца XIX века. Бесценными документами, свидетельствующими об архитектуре и интерьерах театра, стали акварели итальянского художника Луиджи Примацци, создавшего в XIX веке альбом "Grand Theatre de Moscou+". Его предельно точные и детализированные рисунки, представляющие интерьер Большого театра как интересный и уникальный объект искусства, стали одним из документальных подтверждений правильности выбора реставраторов.
Для участия в работе по воссозданию гербов была приглашена рабочая группа экспертов под руководством члена Геральдической комиссии города Москвы и Геральдической комиссии при Президиуме Российской академии наук, действительного члена РАЕН, доктора исторических наук, профессора Олега Наумова. После завершения работы экспертов были окончательно откорректированы и приведены в соответствие историческим реалиям эскизные рисунки и модели гербов интерьеров Большого театра. Комплекты чертежей выпускались на основании результатов дополнительных натурных исследований порталов по зондажам, обмерам и технологическим исследованиям.
Геральдические символы СССР, ранее находившиеся в Зрительном зале, были демонтированы и переданы для последующего экспонирования в музей Большого театра.
Об этом "Туризму в России" сообщила Евгения Васильева, пресс-служба Инвестиционной группы "Сумма Капитал"
Краткая справка:
Восстановленный герб над Центральной (Царской) ложей Зрительного зала представляет собой изображение двуглавого орла со скипетром, державой и московским гербом на груди. Согласно исследованиям размещенный геральдический символ является государственным гербом Российской империи первой половины XIX века. Это же подтверждают изображения герба над Центральной (Царской) ложей на рисунках графического альбома архитектора Альберта Кавоса, восстанавливавшего здание Большого театра после страшного пожара 1853 года. По замыслу архитектора на крыльях орла предполагалось разместить 8 титульных (территориальных) гербов, но в окончательном варианте был установлен двуглавый герб без титульных гербов на крыльях (такой вариант был широко распространен в тот период времени), что подтверждают фотографии XIX века.
Еще одной задачей, стоявшей перед геральдистами, стало определение поворота фигуры московского всадника на грудном щитке двуглавого орла. В соответствии с правилами классической европейской геральдики его поворот влево от зрителя вместе с кардинальными изменением художественного стиля рисунка впервые официально появился на большом государственном гербе Российской империи, утвержденном 8 декабря 1856 года. Но использование такого герба стало бы нарушением исторических датировок. Поэтому за основу проекта герба было взято изображение герба 1781 года, официально действующего на август 1856 года, когда создавался его исторический аналог. Согласно описанию этого герба всадник был повернут вправо от зрителя.
Меньше всего сложностей возникло при восстановлении геральдического символа над Правительственной ложей или так называемой ложей Спецзоны (бывшей зоны Царской семьи). Герб представляет собой двуглавого орла с помещенным на его груди родовым гербом Романовых, составленным бароном Б.В. Кёне на основании родовых преданий династии и прапора XVII века боярина Н.В. Романова. Во время восстановления герба эксперты использовали его историческое описание, согласно которому в серебряном поле находится красный гриф, держащий золотые меч и тарч (щит с отверстием для руки в середине), увенчанный малым орлом; на черной кайме восемь оторванных львиных голов: четыре золотые и четыре серебряные.
Для восстановления изображения над Директорской (бывшей министра Императорского Двора) ложей Зрительного зала потребовалось дополнительное изучение исторических материалов. Собственной символики Министерство Императорского двора, в чье подчинение входила дирекция Императорских театров, не имело. Согласно историческим данным над ложей не было изображения государственного двуглавого орла, а находились корона и гербовой щит, то есть изображения более низкого ранга. Корона не была императорской, и ее аналога среди "титульных" территориальных корон найти не удалось. С большой долей осторожности, учитывая пять ее "зубцов", изображение можно было сблизить с "древней царской короной" или "городской коронной". На основании существующих архивных данных были проведены исследования гербов городов, губерний, областей и посадов Российской империи. Исходя из общего контура рисунка, геральдисты предположили, что на гербовом щите мог находиться московский герб с поворотом всадника вправо от зрителя.
Справка:
Инвестиционная группа "Сумма Капитал" - одна из крупнейших российских частных инвестиционных компаний, корпоративные интересы которой сосредоточены в области нефтяной логистики, добычи и трейдинга углеводородов, строительства инфраструктурных, промышленных и уникальных гражданских и спортивных объектов, а также в телекоммуникационной и горнодобывающей отраслях.
Компании инженерно-строительного блока ИГ "Суммы Капитал" ("ГлобалЭлектроСервис", "Стройновация", "Трансинжиниринг", "Интэкс" и др.) имеют успешный опыт реализации масштабных проектов федерального значения: нефтеналивные терминалы, гидротехнические сооружения и магистральные нефтегазопроводы, мосты, ТЭС, АЭС, спортивные олимпийские объекты, дорожное и гражданское строительство.
В июле 2009 г ИГ "Сумма Капитал" приобрела контрольный пакет компании ЗАО "СУИпроект". ЗАО "СУИпроект" является генеральным подрядчиком проекта реконструкции Государственного академического Большого театра России.
Основатель Инвестиционной группы "Сумма Капитал" Зиявудин Магомедов является попечителем Большого театра.