Вокруг света с мольбертом
10 июня в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» открывается выставка «Вокруг света с мольбертом».Как сообщили "Туризму в России" в пресс-службе Русского музея, на выставке представлены живописные, графические работы и скульптура из собрания Русского музея, а также живопись из частных коллекций. Всего - около 200 произведений.
В России жанр художественных путешествий стал активно развиваться с конца XVIII столетия, когда Академия художеств начала отправлять в творческие командировки (пенсионерские поездки) не только исторических живописцев, но и лучших воспитанников по пейзажному классу. Цель пенсионерских поездок заключалась не только в знакомстве с художественными шедеврами, но и в создании своих собственных произведений. Семен Щедрин и Федор Матвеев, оказавшиеся в Италии первыми, запечатлели архитектурные и живописные красоты этой страны. Подражая европейским классикам пейзажного жанра, эти мастера оставили величественные полотна с изображением Рима и его окрестностей. Затем в Италию последовали Орест Кипренский, Сильвестр Щедрин, братья Карл и Александр Брюлловы, Александр Иванов и другие художники первой половины XIX столетия, работавшие не только в пейзажном, но в портретном и историческом жанрах, занимавшиеся скульптурой и архитектурой.
В Италии Щедрин делает то, чего он не мог позволить себе в Санкт-Петербурге, т.е. свободно выбирает мотивы, ему понравившиеся: простой люд на набережной Неаполя, пишет дневные и ночные сцены с рыбаками. В Петербург же он посылает те из них, какие соответствуют вкусам заказчиков и академической традиции. Примерно так же поступают Карл и Александр Брюлловы, приехавшие в Италию в 1822 году за счет Общества поощрения художников. Карл Брюллов, исторический живописец и портретист, погружается в стихию итальянской жизни и пишет несколько картин о сборе винограда („Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя“, „Итальянский полдень“). Вопреки правилам Академии художеств, по которым картины писались в мастерских по утвержденным эскизам и этюдам, Карл Брюллов переносит весь процесс на природу. Размышляя о полотне на исторический сюжет („Последний день Помпеи“), художник увлеченно работает над множеством картинок из местной жизни. Его брат, будущий архитектор Александр Брюллов, помимо замеров античных памятников в Помпеях, изучения храмов на Сицилии и в Риме, тоже пускается в „жанровые приключения“. Он пишет уголки итальянских улочек, смешные сценки восхождения на Везувий компании русских путешественников. Такие зарисовки братьев Брюлловых пользовались большой популярностью как у русских, так и у иностранных путешественников. Для самих художников это была уникальная возможность расширить диапазон тем, в которых они работали, приобрести бесценный опыт в бытовом жанре, которого тогда они не могли ни получить, ни реализовать в России. Петр Басин, приехав в Италию, много и упорно рисовал античные оригиналы в музеях Неаполя и Рима, делал копии с произведений художников Возрождения, написал несколько картин на мифологические и исторические сюжеты, вполне традиционные для академической живописи тех лет. Однако „для себя“ он делал этюды с натуры, пронизанные светом и воздухом (“Двое итальянцев под деревом”).
Неожиданным открытием для художественной общественности России 1820-х годов стали акварели и картины Максима Воробьева (“Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме“) созданные им по впечатлениям от Палестины. В начале XIX века в России об этой стране известно было немного. Приехав в Святую землю, художник непосредственно соприкоснулся с местами и памятниками, тогда еще не знакомыми туристам. Через два десятилетия после Воробьева посещают Палестину братья Григорий и Никанор Чернецовы. Они оставили около шестисот акварелей и картин, связанных с этой поездкой, и альбом литографий с краткими описаниями.
В первой половине XIX столетия Павел Михайлов во время путешествия вокруг света с Фаддеем Беллинсгаузеном создал большое количество рисунков и акварелей (“Вид на Рио-де-Жанейро и Сан-Себастьян”, “Крузенштерн и П.Н. Михайлов на завтраке у Отаитского короля”).
Антон Легашов был назначен художником при российской миссии в Китае и, прослужив в этой должности десять лет, оставил немалое наследие, посвященное Китаю (“Портрет молодого китайца“, “Сцена из китайской жизни”). Его картины отсылались в виде подарков китайским вельможам и чиновникам. И в XIX, и в XX столетиях русские художники путешествуют по Индии, Гималаям, Тибету, Турции, Испании. Впечатления от этих поездок остались в работах Н. Рериха (“Тибет. Монастырь“), С. Чуйкова (“Утро в Джайпуре“), Н. Гагарина (“Восточная сцена. Турецкая почетная стража“), А. Головина (“Испанка в зеленом”). Живые наблюдения за обычаями, природой и людьми Индии оставил в своих изображениях и текстах художник-любитель и путешественник Александр Салтыков (“Из жизни Индии“).
Во второй половине XIX, как и XX веке многие памятники архитектуры, природные красоты, этнографические особенности народов уже были известны по многочисленным гравюрам, как иностранным, так и русским. Появился фотоаппарат, во многом заменивший художника-репортера. По-прежнему многие русские, в том числе художники, любили бывать в Италии. Все чаще в картинах и графических листах появлялись „непарадные“ улочки маленьких городков (А. Риццони “Дворик в Сорренто”). Мощь и монументальность башни Сан-Джиминиано „схвачены“ Петром Кончаловским („Сан Джиминиано“).
В 1920–1940-е годы русские художники редко покидали пределы СССР. После смерти Иосифа Сталина, когда так называемый железный занавес начал приподниматься, возобновились зарубежные поездки. Италия снова стала одним из любимых мест для путешественников. Советские художники, восхищаясь искусством этой страны, успевали запечатлеть ее каждый на свой лад. С. Герасимов создавал обобщенные образы городов („Утро в Венеции“, „Париж ночью“). Юрий Пименов отмечал частности, определяющие особую атмосферу жизни городов („Венеция. Одинокая продавщица цветов“). К. Коровин, восхищаясь Парижем, следовал импрессионистической манере (“Париж 14 июля”). Кузьма Петров-Водкин пишет в Париже импрессионистическое „Кафе“ и несколько портретов своей тогда еще невесты-француженки („Портрет жены художника“).
Экспозицию дополняют экспонаты из частных собраний, это - живописные работы современных художников: Е. Барского, В. Татаренко, А. Заславского, И. Баскакова, П. Татарникова и др.