К 75-летию со дня рождения художника Дмитрия Пригова
23 октября 2015 года в Мраморном дворце Русского музея открывается выставка «Дмитрий Александрович Пригов: в диалоге с авангардом». Авангард как объект исторической рефлексии, опыт личного переживания, повод для истолкований и комментариев: все это можно найти в творчестве Пригова – художника, поэта и писателя, одного из основателей московского концептуализма.На выставке экспонируется около 200 произведений 1970-х – начала 2000-х годов из коллекции Русского музея, Государственного Эрмитажа и собрания семьи художника. Некоторые из них впервые представлены в России. Поскольку основным «собеседником» Пригова был Казимир Малевич, на экспозиции – как знак - присутствуют и его произведения из коллекции ГРМ.
В этом году Пригову исполнилось бы 75 лет. Знаковая для авангарда выставка «0,10», на которой миру был впервые явлен «Черный квадрат» Малевича, открылась ровно сто лет назад. Современное отечественное искусство во многом сформировано отношением к феномену русского авангарда, и Пригов в этом контексте - одна из главных фигур.
В его рисунках, инсталляциях и текстах особенно часто встречается имя Малевича. В масштабной работе из коллекции музея Людвига в Русском музее, названной «Квадрат Малевича», супрематическая первоформа возникает на фоне газеты «Правда» за 1989 год, причем это вовсе и не квадрат, а два расплывающихся черных пятна поверх текста о насущных задачах перестройки. Таким образом, у Пригова «Квадрат Малевича», с одной стороны, демифологизируется, а с другой – благодаря включенным в композицию словам «ужас», «тайна», «horror», «mystery» – по-прежнему остается тайной в искусстве ХХ века.
В серии рисунков фантомных инсталляций «…MALEVIChA» конца 1990-х – 2000-х годов представлены не только квадрат, но и сапог, чаша, медведь, сон, смерть, дух, веревка, дыра, монстр Mалевича. Белая коробка сценического пространства прорывается расплывающимся черным пятном, на котором как бы высвечиваются «удостоверяющие надписи». Черное пятно на белом - это и прямая отсылка к «Черному квадрату», и огромная клякса, испортившая ясную перспективу. Фантомные инсталляции окрашены в три метафизических цвета – черный, олицетворяющий мистику, белый, символизирующий свет, и красный, означающий жизнь, – характерных, по словам художника, для русских икон и русского авангарда.
Есть на экспозиции и произведения, в которых имя Малевича не названо, но в них Пригов обращается к опорным для супрематизма понятиям: «пустота», «смерть», «ничто». Они прямо обозначаются на листах и объектах или присутствуют в виде общей идеи. «Ничто» и «Смерть» заключены в консервные банки. Слово «Мрак» светится на фоне методично расчерченного черным карандашом абстрактного ландшафта.
В диалог с авангардом вступают и созданные в 1970—1980-х годах коллажи и азбуки: они родственны как футуристической, так и конструктивистской книге, где слово обретает изобразительный характер. В «Рисунках на репродукциях» имена Малевича, Татлина, Поповой, Родченко, Удальцовой, Кандинского проступают на фоне открыток с воспроизведениями пейзажей русских художников XIX века. Появляясь над знакомыми с детства картинами, они как будто прокручивают вперед временную шкалу, придавая новый смысл старым сюжетам. Имена замещают образы тех, кто в своем творчестве ниспровергал предшествующую традицию. Происходит совмещение несовместимого – рисунка и репродукции, реализма и авангарда. Подобный принцип алогизма был изобретен не кем иным, как Малевичем, когда он соединил на холсте корову и скрипку (1913) и включил репродукцию Джоконды в свое «Частичное затмение…» (1914).
Пригов считал, что в «разрешении проблемы границы между жизнью и искусством концептуализм является последователем традиции авангарда, возникшего с этими самыми злокозненными проблемами и вопросами в начале двадцатого века».
Выставка продлится до 16 ноября 2015 года
Пресс-служба Русского музея