Гостиницы Москвы уже не самые дорогие в мире
Консалтинговое агентство PriceWaterhouseCoopers (PWC), исследовав главные туристические города Старого Света, представило анализ развития гостиничного сектора в Европе в 2012 г. и выдало прогноз на 2013-й. Судя по полученным данным, отели Москвы сейчас не самые дорогие. Однако показатели российской столицы по ADR и RevPAR уверенно росли в прошлом году и, по мнению PWC, в нынешнем тоже «тормозить» не собираются.Глава Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы Сергей Шпилько сообщил, что выводы аналитиков PWC подтверждают собственные данные Москомтуризма, развенчивая миф о дороговизне столичных гостиниц: «Сегодняшняя Москва – очень востребованный мировым туристическим сообществом город. Особенно в среде бизнес-туристов. Цены на деловые отели весной и осенью порой впечатляют, но не так, как в Париже или Женеве. При этом, по данным PWC, более 50% номерного фонда нашей столицы приходится на бюджетные отели, что говорит об отчетливом росте популярности познавательного туризма. Общая тенденция развития гостиничного сектора, которую отметили и мы, и PWC – неуклонный рост загрузки московских средств размещения. Значит, выбранный властями курса на развитие Москвы как дестинации верен».
PWC в своем исследовании опиралось на анализ «состояния здоровья» 19 наиболее популярных европейских городов, 650 000 гостиничных номеров и более 85 млн. международных прибытий в ключевые туристические направления Старого Света. Это дало ответы на многие вопросы о состоянии отрасли в целом и о самочувствии индустрии гостеприимства в упомянутых населенных пунктах в частности.
2012: тенденции, лидеры и аутсайдеры. В целом по Европе средняя заполняемость отелей в 2012 г. держалась на уровне предыдущего. Однако к осени загрузка несколько снизилась, особенно в южной части континента. При этом гостиницы восточноевропейских стран демонстрировали отчетливый рост показателей, особенно недорогие средства размещения и апартаменты.
В прошлом году 4 города добились удвоения RevPAR в евро: Санкт-Петербург (14.1%), Дублин (13.9%) Прага (13.1%) и Москва (12.9%). Близки к лидерам оказались Берлин (9.6%) и Париж (9%). В целом неуклонный рост показателя вот уже 10 лет демонстрируют 9 городов Европы: Амстердам, Берлин, Брюссель, Эдинбург, Франкфурт, Лондон, Москва, Париж и Вена.
Зато другие дестинации в 2012 г. боролись за выживание. Снижение RevPAR зафиксировано в Лиссабоне (– 6.5%), Мадриде и Цюрихе (– 5.5%), Эдинбурге (– 5.1%).
2013: замедление роста по всем фронтам. Судя по прогнозу PWC, гостиничной индустрии Европы предстоит пережить сложные времена. Ожидается, что рост RevPAR замедлится во всех ключевых городах. При этом лучше всего предположительно будут чувствовать себя отели Санкт-Петербурга (прогноз роста RevPAR в евро 7.3%) и Москвы (5.2%). Следующие места в рейтинге должны занять Париж (рост на 5.0%), Франкфурт (3.5%), Берлин (3.2%) и Дублин (3.1%).
Недавний европейский лидер – Лондон – после трех рекордных лет послеолимпиадного гостиничного бума потеряет в сравнении с 2012 г. примерно 7.9% от RevPAR. Меньше пострадают Мадрид (-5.8%), Амстердам (-3.2%), Цюрих (-1.3%), Брюссель (-1.2%), Рим (-1.1%) и Женева (-0.3%).
2013: самая высокая заполняемость гостиниц – в Париже, Эдинбурге и Лондоне. Рейтинг возглавляет Париж с 79.1%, а лучший рост предположительно продемонстрируют Барселона (+2.7% к загрузке), Петербург (+2,0%), Брюссель (+1.6%), Франкфурт (+1.2%), Дублин и Берлин (+1.1%).
Самые дорогие отели в 2013: Париж и Женева. Судя по показателю ADR, в лидерах окажутся Париж (267.11 евро за номер) и Женева (253.85 евро). На следующих строчках «рейтинга дороговизны» PWC Цюрих и Лондон. Москва на пятом месте. Самым дешевым из 19 крупнейших туристических городов Европы останется Прага, где типовой гостиничный номер будет стоить почти на 200 евро дешевле, чем во французской столице.
Самая высокая доходность в 2013: по-прежнему в Париже. Сочетание приличной загрузки и высоких цен в отелях опять выведут в лидеры по RevPAR Париж с его 211.17 евро выручки (рост 5% по сравнению с 2012), Женеву (161.80 евро), Лондон (134.21 евро), Цюрих (131.53 евро) и Москву (103.54 евро). При этом, по прогнозу PWC, самый явный скачок показателя должен продемонстрировать Санкт-Петербург (рост на 7.3%). Однако показатель доходности на номер здесь прогнозируется на уровне всего 55.06 евро, это лишь четверть от ожидаемого RevPAR в гостиницах Парижа. Так что российским отелям есть куда развиваться.
Цифровые медиа все больше влияют на выбор туриста. Исследование компании Accor о предпочтениях бизнес-путешественников показало, что 36% уже загрузили в свои компьютеры приложения для бронирования гостиниц, а 49% периодически делятся мнением об отелях в соцсетях. По части прямых заявок на гостиницы онлайн лидируют британцы, далее французы и немцы (соответственно 64%, 47% и 30% бронирований через веб-сайты средств размещения). И все эти показатели неуклонно растут.
Битвы с посредниками. Бренды больше внимания уделяют выбору сети дистрибуции. Несколько крупных гостиничных операторов Скандинавии недавно объявили, что не возобновят контракты с Expedia.com и Hotels.com из-за запрошенных комиссий, поскольку это мешает им предложить льготные тарифы на Brand.com.
Недорогие гостиницы – в фаворитах. В ситуации экономического кризиса в еврозоне, когда турист на отдыхе считает каждый цент, IKEA собирается пойти по стопам сетей Z Hotels, CitizenM и Мotel One. Известный шведский концерн обнародовал планы по открытию 100 недорогих гостиниц в Европе, и в первую очередь в Германии.
Въездной туризм: «прогноз погоды» на 2013 г. Повод для радости есть у трех европейских дестинаций – России, Великобритании и Швейцарии. Они должны продемонстрировать рост на 3,8%, 1,8% и 1,4% соответственно. Прогноз для остальной Европы неутешителен. В целом же в 2013 г. рост въездного турпотока в этот регион не ожидается в принципе, а для Западной Европы и стран Средиземноморского региона возможен спад.
Кто поедет в Европу? Россия была главным донором турпотоков в регион за первые 8 месяцев прошлого года. В 2013 году тенденция та же. И, несмотря на замедление динамики, Европа по-прежнему будет привлекать много туристов с развивающихся рынков, например из Китая, откуда в 2012 г. приехало почти 5 млн. человек.
Москва в 2013 году. По мнению PWC, несмотря на уверенный рост ADR в 2011-2012 гг., цены и заполняемость отелей российской столицы вырастут, хоть и ненамного. Но оба ключевых показателя по-прежнему внушают оптимизм.
Экономика. Московский регион является одним из самых сильных в стране (22% ВВП). Он показывает уверенный рост производства (5-6% в год) и характеризуется низкой безработицей (1% по сравнению с 6,2 % в среднем по стране). Прогноз на 2013 г. выглядит воодушевляюще, особенно в сравнении с Европой: рост ВВП прогнозируется на уровне 3,8%, при этом безработица и государственный долг останутся на низком уровне. Это должно поддержать рынок гостиничных услуг.
Событийный календарь: возможности для отельеров. Зимняя Олимпиада в Сочи-2014 и Чемпионат мира по футболу-2018 – престижные мероприятия, которые привлекут болельщиков и туристов и заинтересуют инвесторов со всего мира. Кроме того, в Москве и Петербурге в 2016 году пройдет Чемпионат мира по хоккею. При этом более 50% номерного фонда уже приходится на отели категории 3* и ниже. Однако общее количество гостиничных номеров в Москве пока меньше, чем в среднем по Европе. Так что перед девелоперами открываются заманчивые перспективы.
Источник: RATA news