Александр Радьков: «На наш Север огромный спрос»

Новый глава Ростуризма Александр Радьков рассказал «Известиям» о заграничных опасностях российских путешественников и светлом будущем внутреннего туризма.

Руководитель Федерального агентства по туризму Александр Васильевич Радьков. Фото: ИТАР-ТАСС— Недавно разорились две компании — «Скайтур» и «Лужники тревел». Причем обе они были включены в единый реестр туроператоров. Зачем же тогда нужен этот список? Что он гарантирует?

— Реестр — это свидетельство того, что у компании есть финансовое обеспечение деятельности.  Это не гарантия того, что турфирма не может разориться. Сейчас финобеспечение в зависимости от вида туризма, которым занимается компания, составляет от 500 тыс. до 100 млн рублей. В прошлом году обанкротилась компания «Капиталтур». Опыт показал, что при больших оборотах даже 100 млн может не хватить. Сейчас подготовлены поправки к закону «О туристской деятельности», где, с одной стороны, фингарантии для занимающихся въездным туризмом компаний предложено снизить до минимума — те же 500 тыс. рублей, как и для операторов внутреннего туризма; а для крупнейших выездных операторов, с годовым оборотом более 100 млн, — установить обязанность проводить обязательный аудит своей деятельности.

— Поправки к закону «О туристской деятельности» предполагают, что турагентства должны работать только от имени туроператоров. Агентства считают такие условия дискриминационными.

— Сейчас финансовая ответственность распространяется только на операторов, а турагентством может стать любая компания — не надо разрешение у государства получать. Когда агенты продают турпакет, часто бывает так, что туристам рассказывают об отеле «пять звезд», а реально бронируют три звезды. И ответственность размыта. Туристы приехали вроде бы по путевке туроператора, но туроператор говорит: «У меня была сделана другая бронь». Бывало, что турагенты просто собирали деньги и уходили с рынка. Кому предъявлять претензии в этом случае?

С другой стороны, часть операторов опасается, что если ответственность вся ложится на них, то придется вводить некую систему контроля над агентами — может быть, система депозитов или страхования. Какой именно будет эта система, в законе не прописано.  Сейчас вариант работы от имени туроператора — единственная мера. Рынок будет меняться, законодательство будет меняться, и наверняка в будущем возникнут какие-то другие формы. Но сейчас надо навести порядок.

— Турция стала прямо-таки «горячей» точкой для российских туристов — в этом году небывалое число происшествий. Виной тому особенности поведения наших путешественников или объективные факторы?

— В Турции есть системные проблемы. Основная — водители, которые порой работают на износ. Надо ужесточать контроль за их состоянием. Мы очень плотно работаем с министерством туризма и культуры Турции, и ситуация улучшается. Турецкая сторона приняла закон, запрещающий ночные экскурсии, ограничили километраж — автобус может проходить только 500 км в день, улучшился контроль за техническим состоянием автобусов и психологическим состоянием водителей. Власти Турции проводят инспекции, так что результаты есть.

Еще одна проблема в Турции — некачественный алкоголь. Мы жестко сказали турецким коллегам, что этот вопрос надо решить. Сейчас турецкое министерство туризма и культуры пытается получить право контролировать поставки алкоголя в отели. После отравления наших туристов в Турции прошли повальные инспекции по точкам, изъято большое количество фальсификата, но самое главное, чтобы это не было разовой акцией.

— Это все вопросы будущего. Что сейчас делать нашим туристам?

— Мы предупреждаем, что не надо покупать алкоголь в мелких лавках, непонятных магазинах и кафешках. Потому что в больших отелях таких проблем не возникает — крупные отели дорожат своей репутацией.

— Недавно была принята Федеральная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма в России. У программы грандиозные планы — увеличить количество иностранных туристов в семь раз. Из каких стран вы ждете поток туристов? 

— Прежде всего это европейские страны, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Испания, Финляндия. Существенный туристический поток идет из Китая. Япония, Корея, Индия очень перспективные рынки. Набирают силу рынки стран Персидского залива. Канада, Мексика, Бразилия — тоже очень интересные рынки. Мы полагаем, что активная реклама России будет привлекать туристов изо всех этих стран. Но основной упор мы делаем на развитие внутреннего туризма — в это будут вкладываться основные средства.

— Что должно привлечь в Россию среднестатистического туриста из Европы?

— Наши бренды — балет, великие композиторы, писатели и поэты, связанные с ними места, религия и потрясающие храмы. Это прежде всего культурно-познавательный туризм. Другое направление развития — все, что относится к нашей удивительной природе, ее необыкновенному разнообразию. Охота, рыбалка привлекают иностранцев, потому что таких девственных лесов нигде в Европе уже давно не найдешь. Даже русская зима — уникальная вещь. На наш Север огромный спрос. Например, в Якутск тургруппы из Китая приезжают специально в мороз не меньше 45 град. Им интересно ощутить эту погоду.

— Некоторые уже существующие проекты вызывают сомнение. Например, в Коми запустили турпоезд «Сияние Севера». Цена за сутки — 15 тыс. рублей. За эти деньги можно по спецпредложению съездить на пять дней в ту же Турцию.

— Мне пока сложно комментировать. Надо смотреть, что входит в эти 15 тыс. рублей. Турпакет должен быть конкурентоспособным. Но саму идею мы приветствуем, это уникальный проект. Тем более в Республике Коми, которая никогда ранее с туризмом не ассоциировалась.

Надо развивать инфраструктуру. Основные преграды для развития — транспортная доступность — очень высокая стоимость перевозки. Надо увеличивать количество авиакомпаний-лоукостеров. Большие проблемы и с линейным персоналом — не хватает барменов, горничных. Отдых должен соответствовать всем требованиям безопасности. Вы должны понимать, что приедете и на вас не обрушится стена в гостинице, вы не отравитесь в ресторане и вам не нахамят. Иначе вы больше никогда не вернетесь.

— Для начала еще нужно приехать. Что делать с визовым режимом, который отпугивает огромное количество туристов.

— Сейчас создаются визовые центры во многих странах, чтобы люди не стояли в очередях.

— Давайте посмотрим на ситуацию глазами иностранцев. Они зашли в московское метро, на английском нет ни одной надписи. Как им покупать билет? Как доехать до нужной станции?

— Это уже компетенция городских властей. Они должны этим заниматься. Москва продвигается вперед — и путеводители делаются, и таблички. В Петербурге есть «служба ангелов». Но нужно делать колл-центры для поддержки туристов.

— А Ростуризм как-то может повлиять на эту ситуацию, или все отдано на откуп городских властей?

— Нет, не на откуп. Мы сейчас унифицируем требования. Была разработана единая система ориентированных знаков, будем предлагать ее регионам для использования. Эти знаки будут обозначать туробъекты. Даже если человек не знает языка, он по картинке поймет, что где находится.

Автор: Александра Пономарева, "Известия", 23 августа 2011
Фото: ИТАР-ТАСС

другие Интервью

Loading ...
баннер
Интерактивная карта России

События

другие события

Сотрудничество

Реклама

Follow @twitter Твитнуть