Интервью с заместителем министра экономического развития Республики Карелия Евгением Коткиным
Интервью с заместителем министра экономического развития Республики Карелия Евгением Коткиным о развитии туризма в РК на период до 2020 года.- Евгений Евгеньевич, какие основные конкурентные преимущества карельского туризма?
- Карелия, обладая выгодным геополитическим положением, богатыми рекреационными ресурсами и многовековым культурно-историческим наследием, занимает особое место на туристском рынке и вызывает устойчивый интерес у россиян и иностранцев.
Тот факт, что на территории Республики Карелия находится более четырех тысяч культурно-исторических и природных памятников, таких как музей-заповедник «Кижи», первый российский курорт «Марциальные воды», петроглифы - наскальные изображения, выбитые рукой первобытного человека более 5 тысяч лет назад, позволяет считать республику одним из туристских центров Северо-западного Федерального округа.
В Республике Карелия сложились отличные условия для рекреации и развития различных видов туризма: культурно-познавательного, природного, экологического, спортивного, водного, сельского. По данным независимых информационных агентств Карелия удерживает третье место по общей туристской привлекательности для отечественных туристов и первое место по привлекательности в области активных видов туризма.
В поздравлении Президента Российской Федерации Д.А.Медведева жителям Республики Карелия по случаю 90-летия со дня образования Республики Карелия республика названа «одним из крупнейших центров туризма в стране».
- Что это за методы стратегического планирования в туризме, и как применяется программно-целевой подход на практике?
- Стратегией социально-экономического развития РК до 2020 года впервые определена миссия туризма - стать одной из трёх основных составляющих экономической базы региона наряду с лесным и горнопромышленным комплексами.
Сформулирована новая стратегическая цель региональной экономической политики: «формирование в республике высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса».
Разработана Стратегия развития туризма в Республике Карелия до 2020 года, содержащая целевые показатели развития туризма на долгосрочную перспективу:
- доведение доли туризма в валовом региональном продукте до 15%,
- увеличение потока посетителей в РК до 3,5 млн. человек в год.
Достижение стратегической цели осуществляется путём реализации региональных целевых программ развития туризма; в настоящий момент – третьей по счёту региональной целевой программы «Развитие туризма в Республике Карелия на период до 2010 года».
Целевые программы развития туризма являются, в свою очередь, базой для разработки кратко- и среднесрочных программ развития туризма в муниципальных образованиях, регламентируют порядок взаимодействия Министерства экономического развития Республики Карелия с рядом межведомственных, общественных и научных организаций, вовлечённых в процессы организации и регулирования туристской деятельности на территории Карелии.
- Каково экономическое состояние отрасли?
- Развитие туризма в Республике Карелия в 2009-2010 годах происходит в условиях финансово-экономического кризиса, оказавшего существенное воздействие на динамику развития всех отраслей экономики.
В 2009 году наблюдался спад в пределах 10-20% значений основных количественных показателей, характеризующих развитие организованного туризма в республике. Первые промежуточные результаты текущего сезона, фиксируемые на основании экспресс-опросов руководителей туристских организаций и гостиничных предприятий республики, подтверждают прогнозировавшееся развитие ситуации без явно выраженной положительной динамики по отношению к соответствующему периоду 2009 года.
Несмотря на некоторое снижение ряда ключевых показателей, произошедшее по объективным причинам в прошедшем году, рост качественных показателей развития туризма – с 2000 года - составил:
•общего количества посетителей республики, приезжающих на отдых в Карелию, – 1,4 раза (с 1,28 до 1,83 млн. чел. в год). При этом доля организованных туристов и экскурсантов увеличилась с 18 до 31%.
•валового дохода от всех видов въездного туризма в республику – 3,3 раза (с 1,3 до 4,25 млрд. руб. в год);
•объёма туристско-экскурсионных и гостиничных услуг – 4,8 раза (со 132 до 630 млн. руб. в год)
•объёма внебюджетных инвестиций в инфраструктуру туризма – 5,6 раза (со 105 до 590 млн. руб. в год).
- Расскажите пожалуйста о перспективах и возможных вариантах развития ситуации в туризме.
- С учётом проявлений финансово-экономического кризиса наиболее вероятными при прогнозировании на ближайшие годы представляются два сценария развития событий.
Пессимистический вариант базируется на перспективе долговременного сохранения кризисных явлений либо нарастания влияния последующих волн кризиса на состояние социальной сферы. В этом случае в качестве максимально успешного пути развития прогнозируется сохранение значений основных показателей на уровне предыдущего года.
Оптимистический вариант предполагает рост показателей, характеризующих развитие туризма в республике, при условии выхода российской экономики из кризиса, перераспределения потоков российских туристов от зарубежных стран при проведении продуманной ценовой политики. Прогноз этого варианта предполагает ежегодный рост значений показателей на 5-7% (с 2013 года – до 10%). Для финансовых показателей данное увеличение следует корректировать с учётом дефляторов.
В сложившихся обстоятельствах существенно возрастает роль государственного регулирования развития туризма. Ограниченность материальных ресурсов при существенном увеличении количества проблем в отрасли накладывает жёсткие требования на качественную составляющую государственной поддержки.
- Что подразумевается под государственной поддержкой туристической отрасли?
- Основные усилия Правительства Республики Карелия по поддержке развития инфраструктуры туризма в республике направлены на внедрение результатов разработанной Генеральной схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма в Республике Карелия, оказание инвесторам необходимой финансовой (в виде выдачи грантов на создание собственного бизнеса и субсидирования части процентной ставки при получении коммерческих кредитов) и организационно-методической поддержки, совершенствование системы туристского образования с целью вовлечения жителей республики в туристскую деятельность. Высокий инвестиционный потенциал территории подтверждается тем фактом, что даже в кризисном 2009 году в республике были завершены, начаты либо продолжены строительством 57 инвестиционных проектов в сфере туризма.
Генеральная схема размещения объектов и инфраструктуры туризма – важнейшая составная часть схемы территориального планирования Республики Карелия - имеет горизонт планирования до 2025 года. Она включает в себя аналитические данные о состоянии и перспективах развития туризма, документы территориального планирования развития туризма, проектно-планировочные решения, системы туристских маршрутов, оценку инвестиционной ёмкости и эффективности предлагаемых к реализации инвестиционных проектов по строительству и эксплуатации объектов туристской и вспомогательной инфраструктуры.
Ген. схема является новым направлением в системе стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием региона не только для Республики Карелия, но и для других российских регионов.
Важнейшим элементом государственной поддержки в условиях ужесточения конкурентной борьбы между основными туристскими территориями за перераспределение сократившихся потоков отечественных и зарубежных туристов стало активное участие в крупнейших туристских выставках. Отдых в Карелии в той или иной форме ежегодно представлен в 8-10 туристских выставках и ярмарках, а на международных выставках MATKA (Хельсинки, январь) и ИНТУРМАРКЕТ (Москва, март) за счёт средств региональной целевой программы развития туризма приобретаются площади свыше 40 кв.м для организации единого стенда Республики Карелия.
Главными направлениями работы по сохранению приоритетного значения туризма для экономики Карелии стали законотворческие инициативы, стимулирование качественного обслуживания гостей, презжающих на отдых в Карелию, путём проведения конкурса «Лидеры карельского турбизнеса» среди туристских организаций и гостиничных предприятий, координирующие действия по выработке согласованной ценовой и маркетинговой политики предприятиями сферы туризма и смежных отраслей. 7-10 июня 2010 года в рамках празднования 90-летия образования Республики Карелия Министерство экономического развития Республики Карелия при поддержке Правительства Российской Федерации провело Международный туристский форум «Карелия – 2010. Туризм и модернизация экономики России». Решение о проведении Форума было принято Правительством Республики Карелия в целях организации эффективной работы по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации от 12 ноября 2009 года, создания условий для стабилизации экономики и предпосылок её дальнейшего устойчивого развития.
Основные задачи Форума - усиление роли Северо-Запада России как центра международного взаимодействия в сфере туризма в новых экономических условиях, повышение инвестиционной привлекательности туристской индустрии приграничных регионов России, обмен опытом международного сотрудничества, реализация международных проектов в сфере туризма.
Успешное проведение Международного туристского форума «Карелия – 2010. Туризм и модернизация экономики России» стало основанием для положительного решения вопроса о придании Форуму статуса традиционного мероприятия.
На федеральном уровне планируется участие Республики Карелия в конкурсных процедурах по формированию перечня инвестиционных проектов, предлагаемых к включению в разрабатываемый проект федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)». Общий объем обещанной федеральной поддержки определен в размере 96 миллиардов рублей.
- Каковы стратегические перспективы развития отрасли? Что делает Министерство экономического развития с учетом проявлений мирового финансово-экономического кризиса?
- Разработанный на основе Генеральной схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма комплексный проект «Карелия туристская», призванный в полной мере реализовать потенциал Республики Карелия как одного из ведущих российских и международных туристских центров, получил высокую оценку Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина.
На основании подготовленных Правительством Республики Карелия документов с обоснованием конкурентных преимуществ республики Министерство регионального развития Российской Федерации в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (в части регионального развития) определило Республику Карелия в качестве территории опережающего развития туризма. Основной акцент региональной экономической политики в области туризма будет сделан на создание конкурентоспособного туристского кластера – совокупности сконцентрированных по географическому принципу организаций, представляющих тесно связанные между собой отрасли, имеющие отношение к индустрии гостеприимства
В состав сетевой экономической зоны туристско-рекреационного типа входят 4 опорных туристских центра и 8 – вспомогательных (локальных) центров. Проектируемые центры увязаны между собой системой туристской инфраструктуры, коммуникациями, туристскими маршрутами и туристскими проектами. Специализация каждого из выделяемых центров складывается на основе уникального сочетания туристско-рекреационных ресурсов и факторов, характеризующих особенности территории.
В качестве опорных зон определены:
1.«Приладожская» зона – территория Приладожья: Сортавала, Лахденпохский р-н, Питкярантский р-н, Вяртсиля.
2.«Центральная» зона – Петрозаводск, Кондопожский р-н (Спасская губа, Кивач, Марциальные воды), Медвежьегорский р-н (острова Кижского ожерелья и Заонежье).
3.«Пяозерская» зона – территория Лоухского р-на (парк Паанаярви),
4.«Кемско-Беломорская» зона – Кемский и Беломорский р-ны (побережье Белого моря).
В качестве второстепенных зон:
5.«Олонецкая» зона – Олонецкий р-н (г. Олонец, побережье Ладожского озера),
6.«Шелтозерская» зона – территория Прионежского р-на (с. Шелтозеро),
7.«Суоярвская» зона – территория Суоярвского р-на (Койтойоки, Толвоярви),
8.«Сегежская» зона – территория Сегежского р-на (оз. Сегозеро),
9.«Муезерская» зона – территория Муезерского р-на,
10.«Калевальская» зона – территория Калевальского р-на и г. Костомукши,
11.«Приполярная» зона – территория Лоухского р-на (п. Чупа, побережье Белого моря),
12.«Пудожская» зона – Пудожский р-н (Обонежье, Водлозерский парк).
В пределах каждого из 12 опорных центров объекты туризма размещаются на определенных специально отобранных земельных участках. Администрациям муниципальных образований Республики Карелия рекомендовано использовать материалы Генеральной схемы при подготовке документов территориального планирования муниципальных районов и городских округов.
Разработки в рамках Генеральной схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма играют важную роль в решении вопроса о перепрофилировании экономического развития монопрофильных населённых пунктов Республики Карелия, наличие которых исторически обусловлено сложившимся превалированием развития лесопромышленного и горнопромышленного комплексов. Мероприятия по развитию туризма, включаемые в программы развития монопрофильных населённых пунктов, позволят в значительной степени снизить влияние градообразующих предприятий на социально-экономическую жизнь населения республики и предотвратить возможные негативные последствия.
В целом геополитическое положение и туристский потенциал субъектов Северо-Западного федерального округа определяют региональный аспект в части развития туризма. Отрасль в перспективе способна играть базовую роль в социально-экономическом развитии Республики Карелия.
Источник: Информационный туристский центр Республики Карелия