Будущее и настоящее Российских железных дорог
На вопросы нашего журнала отвечал первый заместитель начальника Департамента дальних пассажирских перевозок ОАО «РЖД» Алексей Николаевич Емельянович.
Обычно в праздники растет объем перевозок. Были ли какие-то трудности в этот период и как они решались?
- В период новогодних праздников и зимних школьных каникул было назначено 1 тыс. 80 дополнительных поездов. На «пик» праздничных перевозок было подготовлено более 7 тысяч пассажирских вагонов, а всего курсировало в поездах почти 20 тысяч вагонов.
Необходимо отметить, что «пик» спроса на пассажирские перевозки в дальнем следовании, как и в прошлом году, пришелся на 30 декабря. В этот день со станций России отправлено 640,7 тысяч пассажиров, что на 50 тысяч больше, чем 30 декабря 2004 года. Из Московского узла отправлено почти 218 тысяч пассажиров, рост, к прошлому году, составил 15,5 тысяч. Такие результаты Российскими железными дорогами достигнуты впервые, по крайней мере, с 1994 года.
Всего за праздничный период с вокзалов России отправлено 8 млн. 136 тысяч пассажиров, на 610 тысяч или больше чем в соответствующий прошлогодний период. С начала 2006 года наибольший спрос на перевозки наблюдался 8 января, было отправлено 532 тыс. пассажиров, на 58 тыс. больше чем в соответствующий ему день 9 января 2005 г.
Естественно, что освоение такого объема пассажирских перевозок потребовало значительных усилий со стороны Компании, как организационных, так и финансовых. Достаточно сказать, что было разработано 58 дополнительных расписаний сверх имеющихся в графике движения, для назначения поездов в наиболее востребованных направлениях. Железными дорогами было сформировано и направлено в Москву 29 составов резерва ОАО «РЖД», дополнительно задействовано 7 составов горячего резерва.
Расходы ОАО «РЖД» на подготовку вагонов к праздничным перевозкам и оплату труда дополнительно привлеченных проводников и работников других профессий превысили 366 млн. рублей.
Для осуществления туристических перевозок по заявкам фирм назначено 22 специальных поезда в Финляндию, Эстонию, Польшу, а также 6 поездов в направлении Великого Устюга.
В период каникул для перевозки организованных групп детей назначено также 28 специальных детских поездов. Всего в период школьных каникул ОАО «РЖД» перевезено почти 130 тысяч детей.
Особое внимание было направлено на организацию перевозок на Общероссийскую новогоднюю елку 25 декабря 2005 года в Государственном Кремлевском дворце. Напомню, что на Общероссийскую елку в Кремле 57 поездами дальнего следования было доставлено 3 тыс. 736 детей.
Кроме того, нами была организована поездка детей Беслана в Великий Устюг «В гости к Деду Морозу», а для детей Ямала был назначен детский поезд по маршруту Новый Уренгой – С.-Петербург – Москва – Новый Уренгой.
Для детей, являющихся учащимися школ-интернатов, детей-сирот и детей из многодетных семей, был подготовлен многогрупный поезд под названием «Узнай свою страну», который отправился из Иркутска в Москву 30 декабря 2005 года. Вагоны последних лет постройки, были красочно оформлены новогодними игрушками, картинками и оборудованы телевизорами и DVD.
Совсем недавно по всей территории России прошла волна холодов. Как с этим стихийным бедствием справилось ОАО «РЖД»?
- В условиях резкого понижения температуры воздуха российские железные дороги, естественно, испытывало трудности в организации перевозок. На целом ряде направлений при температуре ниже –35 градусов была ограничена скорость движения поездов. Однако, в этих тяжелых условиях пассажирский комплекс ОАО «РЖД» работал стабильно.
Для этого были приняты соответствующие меры. Так специалисты производили тщательный технический осмотр составов поездов. Все вагоны, курсирующие в поездах, проверены на наличие двойного остекления, утепления рам, исправность системы электроотопления. Вагоны, не отвечающие требованиям эксплуатации в зимних условиях, отставлены от движения.
На всех станциях отправления пассажирских поездов была организована дополнительная экипировка углем, аналогично и на крупных станциях по маршруту следования.
Кроме того, весь обслуживающий персонал прошел дополнительное обучение работе в зимних условиях. В состав поездных бригад включались ответственные лица по отоплению вагонов из числа опытных проводников, начальников поездов, инструкторов поездных бригад. Все они были закреплены за опытными кадровыми работниками.
Какие меры уже приняты и что вы намерены предпринять, для повышения комфорта ваших пассажиров?
- Пассажирский комплекс ОАО «РЖД» ведет постоянную работу по внедрению новых видов и форм услуг в поездах, для повышения комфорта пассажиров.
В настоящее время в вагонах многих поездов имеются детские купе, оборудованные компьютерными, настольными и другими играми, книжными стеллажами, видеоаппаратурой, куда родители могут привести своего ребенка во время долгого пути.
Уже не новость, что сегодня в пути можно посмотреть видео и DVD-фильмы. Кроме того, в составах поездов курсируют вагоны, оборудованные душевыми кабинами, а также во многих поездах установлены стиральные машины и гладильные доски.
В целях безопасного проезда пассажиров в вагонах, установлены камеры слежения, которые позволяют проводнику контролировать состояние проходов салона вагона и тамбура. В каждом вагоне к услугам пассажиров предложено пользование печью СВЧ и холодильником для хранения продуктов питания.
В штабных вагонах организованы: участковый линейный пункт милиции, имеется мини- мастерская для поездных электромехаников, купе и туалет для инвалидов, уголок почты, музыкальные поздравления по заявке пассажиров, компьютерные игры и другое.
Для удобства пассажиров в поездах вводятся новые виды услуг. Так, в фирменных поездах № 21/22 «Полярная стрела» формирования Московской железной дороги и №11/12 «Ямал» формирования Свердловской железной дороги появились интернет-купе, спутниковая связь, появилась возможность в этих вагонах приобрести проездной билет.
На сегодняшний день в составах поездов сети дорог устанавливаются кассовые аппараты. Это позволяет предоставлять пассажирам расширенный ассортимент продовольственных изделий, дорожные наборы (средства личной гигиены, галантерейные товары), разнообразную сувенирную и печатную продукцию.
В то же время, пассажирам предоставляется и гарантированный минимум бесплатных услуг: застил полок постельным бельем, уборка постельного белья после окончания поездки, пользование книгами из поездной библиотеки, шашками, шахматами, туалетными принадлежностями, чайной посудой, тарелками, вилками и др.
В настоящее время на сети железных дорог курсирует 124 фирменных поезда. В целях дальнейшего развития фирменного обслуживания к началу летних пассажирских перевозок 2006 года планируется перевести в категорию «фирменный» 3 пассажирских поезда.
Для повышения комфортности проезда пассажиров на железных дорогах разработаны программы по улучшению содержания фирменных поездов в первом полугодии 2006 года, в рамках которых предусмотрено: разработка новых дизайн-проектов наружного оформления кузовов и внутреннего интерьера вагонов, оборудование всех вагонов бизнес-класса системами просмотра видеопрограмм, приобретение нового имущества, предметов внутреннего интерьера и сервировки.
В апреле в Санкт-Петербурге планируется проведение конкурса на лучший фирменный поезд и лучшее обслуживание в вагонах повышенной комфортности, где каждая железная дорога представит свои новинки, свое видение путей развития сервиса. Такие конкурсы проводятся ежегодно, и происходящий на них обмен идеями способствует расширению спектра предоставляемых услуг и улучшению качества обслуживания.
В декабре 2005 года на программно-техническом комплексе корпоративного веб-портала (КВП) ОАО «РЖД» в опытную эксплуатацию внедрено программное обеспечение:
- Электронной площадки «Пассажирские перевозки»;
- Подсистема резервирования мест через Интернет I этап.
Разработана технология предоставления услуги заказа билетов через КВП РЖД юридическим лицам по договорам предоплаты без участия операторов ОАО «РЖД».
Московским железнодорожным агентством Московской железной дороги предоставляется услуга резервирования мест через Интернет в АСУ «Экспресс-3» с последующим оформлением проездных документов в кассах МЖА.
По завершении опытной эксплуатации технология резервирования мест через Интернет юридическими лицами по договорам предоплаты может быть внедрена на других дорогах (агентствах).
В 2006 году планируется разработать подобную технологию для физических лиц.
На Горьковской и Октябрьской железных дорогах введена услуга заказа резервирования мест через Интернет. В заказе пассажир указывает реквизиты планируемой поездки и место выкупа или доставки проездного документа.
Будут ли какие-то нововведения на летний сезон 2006 года?
- В графике движения поездов 2006-2007г.г. на период отпусков планируется назначение дополнительных поездов в направлении Крыма: Москва – Евпатория, Москва – Севастополь, два поезда Москва – Феодосия.
Разрабатывается расписание нового поезда в сообщении Москва – Киев, с учетом пропуска через Брянск, время в пути следования составит около 10 часов
Дополнительные поезда также будут назначены на маршрутах: Москва – Унгены – Кишинев, Москва – Анапа, Москва – Кисловодск, Москва-Бишкек.
Планируется изменение маршрута следования поезда № 259/260 Калининград – Анапа на Калининград – Адлер.
Целый ряд поездов на наиболее востребованных маршрутах, например Ростов – Симферополь, Казань – Симферополь, Свердловск – С.Петербург, увеличат периодичность курсирования.
Запланировано открытие новых сообщений Новосибирск – Баку, Новокузнецк – С.-Петербург.
В течение 2006 года будет организовано оформление проездных документов с оплатой по банковским картам в 220 пунктах продажи с помощью 1000 интегрированных платёжных терминалов (ИПТ).