«Сибирь — зона рискованного туризма»
Это столь же очевидно, как и то, что Сибирь — зона рискованного земледелия, считает председатель комитета по туриндустрии Новосибирской городской торгово-промышленной палаты, управляющий директор группы компаний «Акрис» Владимир КОУРОВ. И тем не менее местный, сибирский туризм все увереннее заявляет о своем праве на существование. На прошлой неделе депутаты областного Совета включили субъекты туриндустрии в список товаропроизводителей области, имеющих право на государственную поддержку.— Владимир Геннадьевич, можно сказать, процесс пошел?
— Если вспомнить, какие мнения звучали весной прошлого года, когда принимался областной закон о туризме, то, безусловно, прогресс налицо. «Туризм в Новосибирской области? Да это смешно!» Сегодня таких суждений уже гораздо меньше. Профильный комитет областного Совета, заместитель председателя комитета Александр Петрович Илющенко делают необходимые шаги для организации конструктивного диалога депутатов с туристической общественностью. И вообще приходим к пониманию того, что рычагов для продвижения наших проблем должно быть много — в том числе, например, и механизм торгово-промышленной палаты.
— Сегодня наблюдается интерес к развитию внутреннего туризма у региональных властей по всей России — во многих регионах приняты программы, поддерживаются инвестиционные проекты. Новосибирская область не отстает в этом направлении?
— Как говорится, чужие дети растут быстрее. Конечно, хотелось бы иметь областную программу развития туризма, но это не значит, что она должна быть разработана формально, только потому, что у других есть. Хочу заметить, что от субъектов туриндустрии в не меньшей степени, чем от власти, зависит ситуация в регионе. Если не нарастает критическая масса предложений от турфирм, инвесторов, если они не помогают власти строить программу, без этого движения не произойдет.
Что касается России в целом, то всплеск интереса к местному туризму вполне объясним. Мы уже давно об этом говорили: вон какая большая Россия, а где у нас туризм? Сейчас от стадии разговоров начинаем переходить к практической реализации идей. И это действительно сложный этап. В принципе, люди что-то затевают, иногда не очень представляя, какой турпродукт получится в итоге. Ну сколько может быть «золотых колец»? Уникальность природы, уникальность мест требует и создания уникальных предложений.
— Новосибирская область как раз не изобилует уникальными природными либо культурно-историческими объектами. Значит, нам придется приложить удвоенные творческие старания, чтобы создать эти уникальные турпродукты?
— Действительно, пока инвесторы активно осваивают самые привлекательные для развития туризма уголки Сибири — это Алтай, Байкал, юг Шории, Хакасия. В Новосибирской области достопримечательностью федерального уровня мог бы стать восстановленный курорт Карачи, Обское море и некоторые озера. А сам Новосибирск очень подходит для строительства уникальных рекреационно-развлекательных парков, которые стали бы центром притяжения для всей Западной Сибири.
— Что-то вроде Диснейленда?
— Может быть, но только по масштабам. В основе Диснейленда и аналогичных парков лежит использование различных аттракционов. У нас хотелось бы видеть и есть возможность сделать объект другого смыслового содержания. Например, в Сибири есть Томская писаница, Тальцы, Шушенское. В Новосибирской области осуществлялась попытка воссоздать Умревинский острог. Правда, от идеи до воплощения — слишком большое расстояние…
— Можно ведь кроме масштабных проектов реализовать и какие-то незатратные круглогодичные «маршруты выходного дня»?
— Малозатратных круглогодичных проектов быть не может! Если круглогодичный — значит, не малозатратный. Потому что Сибирь — это зона рискованного туризма. Ведь у нас летний сезон — это даже не 90 дней, а около 70. Нынешним неласковым летом и того меньше — на местных базах отдыха, в частности, в нашей «Добрыне», реально было 43 рабочих дня! А что делать персоналу остальные девять месяцев?
В том-то и дело, что в сибирских условиях развивать местный туризм очень сложно. Нужны нестандартные подходы, интересные проекты. И поэтому не стоит ждать манны небесной, поддержки губернатора или депутатов. Если нам, я имею в виду участников туристического рынка, это интересно, если это наша земля, мы хотим сделать ее привлекательным объектом для туризма, надо брать и делать.
Источник: "Ведомости"