Интервью с исполнительным директором Челябинской ассоциации туристических организаций Виталием Кондратьевым
Виталий Кондратьев в туристическом бизнесе полтора десятка лет. Все это время он не только успешно руководил созданной им самим и партнерами фирмой «Крумис», но и стал исполнительным директором Челябинской ассоциации туристических организаций.Основные задачи ЧАТО – продвижение интересов туристических компаний, а главное, создание и поддержание положительной деловой репутации, основанной на высоком профессионализме. В ходе интервью сайту www.74travel.ru Виталий Алексеевич ответил на многие вопросы, в числе которых самый наболевший для любого потенциального туриста: как не ошибиться в выборе туроператора, чтобы потом не было мучительно досадно за бездарно проведенный отпуск.
– Виталий Алексеевич, что привело вас в туристический бизнес?
– Это было так давно, что я уже и забыл. (Смеется). На самом деле все было так: 15 лет назад я впервые выехал за рубеж, в Европу, мне очень понравилось, и я решил этим бизнесом заняться профессионально, доставлять людям это удовольствие. Организовали со знакомыми свою фирму «Крумис», и вот уже в течение 15 лет успешно работаем.
– Кем были ваши партнеры?
– Нас было несколько человек. Мои партнеры – соучредители фирмы «Крумис» – бывшие работники сферы туризма, у них на момент создания компании был необходимый опыт. Я же пришел в этот бизнес неопытным, имел совершенно другое образование – юридическое. Но поскольку я разбираюсь во всех законах, правовых вопросах, было принято решение назначить меня директором. И вот уже 15 лет я работаю на этой должности. Первое время, пока еще шла перестройка, мы занимались местным туризмом, а затем, постепенно, развивая внутренние направления, начали заниматься поездками за рубеж. Наши внутренние направления включают все местные базы, санатории Челябинской области, также Черноморское побережье. Ну а по зарубежным направлениям мы можем отправить вас буквально в любую точку мира.
– Были у фирмы свои взлеты и падения?
– Как и в самой стране. В течение этих лет много было всяких моментов: «черные вторники», дефолт 98-го года. Бывало, мы выкупали много билетов, которые не могли потом реализовать, поскольку люди отказывались ехать. Существовали квоты мест. Мы терпели большие убытки в связи с событиями, которые произошли в стране.
– Проработав в турбизнесе не один год, вы можете оценить уровень его привлекательности, рентабельности, конкуренции?
– Сейчас конкуренция очень большая. Даже, наверное, в других отраслях сферы услуг она меньше, чем у нас. Существует мнение, что туризм дает большие доходы. Но это не так. Этот бизнес требует слишком много затрат, а доход не всегда гарантирован. Поэтому самое важное на туристическом рынке – это репутация компании.
– Мне кажется, сейчас уже прошла эпоха фирм–однодневок.
– Я не согласен и скажу, что ничего в этом плане не изменилось. В начале каждого сезона в Челябинске открываются примерно 20–30, а то и 40 новых турфирм. К концу сезона остается на плаву около десяти процентов, ну максимум 15. А остальные потом вроде бы и не закрываются, но и не функционируют. Или отправляют по одному туристу в месяц. Ситуацию усугубляет тот факт, что с 1 января 2007 года было отменено обязательное лицензирование туристических фирм. Раньше государство хоть в какой-то мере регулировало эти вопросы, и просто так, кому захотелось, открыть агентство было просто невозможно. Были определенные правила. Сейчас этих правил нет, и любой человек, если ему вздумается, может открыть фирму, зарегистрировать ее и работать. То есть сейчас никаких требований, вроде образования, лицензирования нет. И это очень плохо. Я лично в беседе с работниками турфирм уже столкнулся с такой ситуацией, когда они имеют очень мало представлений о туризме. Но при этом они открыли фирму!
– Очевидно, что это скажется на качестве туристических услуг?
– Естественно! Это очень отрицательно скажется на качестве услуг. А претензии-то будут предъявляться к нам, опытным турфирмам. Бывает, что компания неправильно информирует и туриста, создает ему какие-то проблемы, обманывает. И происходит это оттого, что туристическим бизнесом занимаются некомпетентные люди, без должного образования.
– Можете дать неопытным туристам совет, как избежать таких неприятностей?
– 10 лет назад была создана Челябинская ассоциация туристических организаций, в которую входит и наша фирма. Кроме того, я выполняю общественную работу и являюсь исполнительным директором этой организации. В ЧАТО входит 25 фирм, которые на рынке туризма Челябинска пять, а большинство – более 10-15 лет. У нас есть условие: мы принимаем в ассоциацию только те компании, которые отработали в сфере туризма более пяти лет. Директор фирмы также должен иметь соответствующий стаж работы не менее 4-5 лет. Мы обязательно проверяем, есть ли жалобы на эту фирму, как она себя зарекомендовала, и только после этого принимаем в ассоциацию. У нас создан также свой сайт (>www.chato.ru), где указаны все зарегистрированные фирмы, есть их контактные телефоны, адреса. Можно обратиться на этот сайт и выяснить, состоит ли выбранный вами туроператор в ЧАТО. И я бы рекомендовал обращаться в эти фирмы, пользоваться их услугами.
– Можно сказать, что членство в Челябинской ассоциации туристических организаций – это своеобразный знак качества.
– Да, я согласен, это знак качества для челябинской туристической компании. Можно привести в пример нашу фирму: «Крумис» за 15 лет ни разу не был в судебных органах, и если у нас иногда и возникают небольшие вопросы, мы делаем все, чтобы у наших туристов проблем во время отдыха не было.
– Каковы основные функции ассоциации?
– ЧАТО – это общественная организация, она носит рекомендательный характер. Мы, например, уже несколько лет проводим такое серьезное мероприятие, как ярмарка-продажа путевок в начале сезона. Все турфирмы ассоциации участвуют в этой ярмарке. Мы предлагаем качественный турподукт.
ЧАТО постоянно проходит семинары с юристами, пограничниками, таможенными службами, по действующему законодательству, связанному с вопросами выезда-въезда в нашу страну, по налоговому законодательству. Также мы обсуждаем все принятые законодательными и исполнительными органами документы, касающиеся нашей деятельности. Также мы проводим круглые столы, обмениваемся между собой мнениями по тому или иному вопросу.
– Ассоциации уже 10 лет. За это время были ли случаи, когда ЧАТО приходилось решать проблемы какой-нибудь фирмы?
– Если возникает какая-то серьезная ситуация в турфирме, члены ассоциации обязательно собираются и обсуждают эту тему. Мы даем рекомендации, как лучше поступить в той или иной ситуации. У ассоциации есть постоянное правление, состоящее из семи человек, которое ежемесячно, а иногда и несколько раз в месяц собирается и обсуждает все насущные вопросы, проблемы, которые возникают на туристическом рынке Челябинска.
– А когда пройдут ближайшие мероприятия ассоциации: выставки, ярмарки туров?
– «Восточные ворота» с 19 по 22 апреля проводят выставку, которая имеет статус международной, то есть в ней примут участие и иностранные турфирмы, а также операторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Черноморского побережья, Крыма, Анапы. Здесь пройдут всевозможные мероприятия, встречи, семинары, совещания турфирм. Но это мероприятие будет интересно и туристам, поскольку на выставке будет предложен весь спектр услуг, которые оказывают туристические фирмы Челябинской области. На этой выставке у нас будет стенд ЧАТО, и те турфирмы, которые не имеют своего стенда, будут представлять свои услуги на стенде ассоциации.
Также 12 мая в драмтеатре мы проведем ярмарку туров, в которой примут участи около 20 туристических фирм-членов ассоциации.
– Какие туристические направления сейчас популярны у челябинцев?
– Если говорить о зарубежных направлениях, то это Египет, Тайланд. На эти туры традиционно лояльные цены, выходит много спецпредложений. Эти варианты выгодны еще и тем, что в этом году из Челябинска в Египет и Тайланд появились прямые рейсы. Поэтому многих наших туристов устраивают эти программы. Тем более что с визой в эти страны нет проблем: она приобретается при въезде в Египет, а в Тайланде ее для российских туристов и вовсе отменили.
– Египет, Тайланд – это все-таки туристическая классика. Планируется ли открытие каких–то принципиально новых направлений, появления эксклюзивных услуг?
– Сейчас уже сложно что-то придумать. После дефолта 1998 года туризм активно развивается, и за эти почти за 10 лет охвачены все сферы услуг, которые существуют. Другое дело, что существуют какие-то тонкости, можно улучшать мелочи, найти что-то новенькое, предоставить дополнительный сервис. Но в целом уже сложно придумать нечто принципиально новое.
– Ну и напоследок вопрос: как вы сами любите отдыхать?
– Я очень люблю нашу южноуральскую природу. По службе мне частенько приходится выезжать за рубеж, но отдых на Южном Урале – это самый прекрасный отдых. Поэтому, если у меня появляется свободное время, я с удовольствием выезжаю на денек-два на наши южноуральские озера. Очень люблю зону озера Еловое, могу пешком вокруг него обойти. Мне это нравится.
Источник: 74Travel.ru