Древний и прекрасный Суздаль
И так начнем мы с суздальского Кремля. Очень древним является вал суздальского Кремля. Он построен по приказу вел. киевского кн. Владимира Мономаха, отца первого самостоятельного князя Северо-востока Юрия Долгорукого. Вал этот старше многих известных русских городов, в т. ч. Москвы. Когда-то вал служил основанием мощным деревянным стенам с башнями и тремя воротами. С трех сторон город окружает река Каменка, когда-то судоходная. А здесь был вырыт глубокий ров, его заполняла вода, а в город можно было попасть через подъемный мост. Таким был Кремль (т.е. крепость) до XVIII в., когда деревянная крепость сгорела, верхушка вала была срыта, ров засыпан.
И вот мы уже за валом, в Кремле. Справа Успенская церковь, а слева, в глубине ул. Никольской (ныне ул. А. Лебедева) стройная колокольня Никольской церкви. Колокольня увенчана изящным вогнутым шатром-дудкой, изобретением суздальских зодчих.
В центре Кремля, на соборной площади, у древнего собора Рождества Пресвятой Богородицы. Известно, что на этом самом месте в самом начале XII в. по воле Владимира Мономаха был построен первый на Северо-востоке кирпичный храм Успения Пресвятой Богородицы. Вот здесь и заключается загадка: почему в Суздале, а не в Ростове, формальной столице Ростово-Суздальского княжества? Более того, Владимир Мономах развернул невиданное по размаху строительство оборонительных укреплений, как в Суздале, так и во Владимире. Причина одна: Суздаль, пока еще неофициально, превращается в политический центр Северо-востока, а т. к. епископа в то время в Ростове не было, духовное первенство принадлежит игумену Дмитриевского монастыря в Суздале, где осуществляется местное летописание. Но первый собор простоял недолго. В середине XII в. Юрий Долгорукий решил украсить свой стольный град белокаменными церквями. Первая церковь из белого камня была построена в резиденции князя в селе Кидекша. Первая на Северо-востоке белокаменная церковь была посвящена первым русским святым, князьям Борису и Глебу. В 1148 г. кн. Юрий Долгорукий возвел на этом месте новый собор из туфа и белого камня и посвятил его Рождеству Богородицы, а в 1222 г. его внук Георгий Всеволодович, разобрав верхний ярус храма после обрушения сводов, надстраивает его заново. Белокаменный трехглавый собор был украшен великолепной резьбой, остатки которой сохранились на порталах и аркатурно-колончатом поясе собора. Новая реконструкция верха собора - в XVI в., на этот раз из кирпича, с пятью главами. Синими со звездами они стали в к. XVIII в. Это цвет неба и цвет Богоматери.
С 1333г. Суздаль - центр самостоятельной епископии. В Кремле в XV в. строятся первые каменные епископские палаты. В XVI-XVII в.в. сооружаются Архиерейские палаты, включившие в себя и более древние каменные постройки. Это - исключительно интересный памятник гражданской архитектуры, в художественном облике которого сказались черты русских "хоромов": галереи, красные крыльца, небольшие окна, расположенные на разных уровнях.
Как и много веков назад, с восьмигранной шатровой колокольни Архиерейских палат раздается мелодичный перезвон часов-курантов XVII в. На циферблате не цифры, а буквы кириллицы, т.к. в то время на Руси цифрами еще не пользовались. Римские и арабские цифры были введены в употребление лишь Петром I. За Архиерейскими палатами рядом с земляным валом деревянная Никольская церковь, построенная в 1766 г. без единого железного гвоздя. За валом внизу - Ильинский луг и на холме - Ильинская церковь. Это одно из мест Суздаля, связанных с язычеством: луг когда-то назывался Перунов, ему - Перуну, грозному богу грома и молнии был посвящен языческий храм на холме. Победившее христианство возвело свои храмы на местах языческих капищ.
Достопримечательностью архиерейского дома является Крестовая палата, предназначенная для торжественных приемов и заседаний. Сейчас в Архиерейских палатах располагаются экспозиции: "Сокровища Рождественского собора", Историческая экспозиция, отдел Древнерусской живописи.
Торговая площадь Суздаля, сложившейся в центре торгово-ремесленного посада к сер. XII в. и с тех пор сохранившей свою планировку, масштабы и значение. По берегу реки тянулись ремесленные мастерские, лавки местных купцов. Здесь же находились амбары, таможня и "Гостиный двор государев с рядами". Каменный Гостиный двор в стиле ампир был построен в Суздале в 1811 г. по проекту местного архитектора А. Вершинского, образцом для него послужил Гостиный двор С.-Петербурга. В центре Гостиного двора на шпиле парадных ворот - сокол в княжеской короне - герб г. Суздаля, учрежденный при Екатерине II. в 1781 г. Вольнолюбивая птица сокол была родовым знаком суздальских князей. Изображения этой птицы встречаются в белокаменной резьбе Рождественского собора, на монетах суздальских князей.
Перед Гостиным двором Воскресенская (летняя) и Казанская (зимняя) церкви. Колокольня имеет завершение "на столичный манер" в виде шпиля. В настоящее время Казанский храм - главный действующий в городе. Сюда в 1998 г. торжественно перенесены из Рождественского собора мощи суздальских святых, епископов Федора и Иоанна. На Торговой пл. проходят различные неофициальные события в жизни Суздаля: масленица, фестивали народного творчества, здесь снимают художественные фильмы. Любители кино легко узнают эту площадь по кадрам знаменитого фильма "Женитьба Бальзаминова".
Неподалеку находится Ризоположенский монастырь, основанный в 1207г. Его от города отделял ров со стоячей, спокойной водой; отсюда название улицы, которая прошла вдоль вала по древнему рву - Нетёка. Ризоположенский монастырь связан с именем св. Ефросинии Суздальской, игуменьи монастыря. Ее отец, черниговский князь Михаил Всеволодович, погиб в Золотой Орде, Сама Ефросиния, по церковному преданию, своими молитвами защитила монастырь от орд Батыя в 1238 г. Ефросиния была причислена к лику святых в XVI в. Уникальными для Суздаля являются двухшатровые Святые ворота Ризоположенского монастыря, построенные суздальскими архитекторами. Ризоположенскому монастырю принадлежит самая высокая постройка Суздаля - 72-х метровая Преподобенская колокольня с золоченым шпилем, построенная в 1818 г. в честь победы над Наполеоном. С 2000г. монастырь - вновь действующий.
Музей деревянного зодчества раскинулся на правом высоком берегу реки Каменки. В старину на этом месте стоял Дмитриевский монастырь, основанный в XI в. монахом Киево-Печерской лавры Ефремом. Ансамбль музея под открытым небом составили привезенные сюда из разных мест Владимирской области наиболее интересные деревянные постройки XVIII-XIX в.в. Здесь есть церкви, жилые дома, колодец, хозяйственные постройки - целое село, для Владимирской губернии XIX в. Начало музею положила Пребраженская церковь 1756 г. из села Козлятьева Кольчугинского района. Потом к ней добавили Воскресенскую церковь 1776 г. с колокольней из села Потакино Камешковского района. Образовался ансамбль, характерный для Суздаля - две церкви (летная и зимняя) с колокольней. Строили церкви из сосны, не применяя железных гвоздей. Купола покрывали серебристым осиновым лемехом. Единственный инструмент, которым пользовались крестьяне, был топор. Им не только рубили деревья, но выполняли самую затейливую и мелкую резьбу. Не зря раньше говорили, что крестьянин топором может даже часы починить.
Жилые дома 19 в. дают нам представление о жизни разных слоев крестьянства в России после реформы 1861 г. Образцом крестьянского дома среднерусской полосы служит изба крестьянина-середняка из села Илькино Меленковского района. Это крепкий дом на подклете с высокой тесовой двускатной крышей. Фасад украшен старинной "глухой" резьбой. Дом имеет обычную для XIX в. планировку: изба - сени - клеть. В избе (теплой части дома) стоит большая русская печь. Она служит для отопления дома, приготовления пищи, служила кроватью и даже баней. Вдоль стен протянулись лавки, основной предмет мебели в крестьянском доме. Днем и вечером на лавках сидели, женщины ткали и пряли при свете лучины, а ночью на них можно было спать. Дети спали на полатях. В переднем правом углу - иконы. Это красный угол, место хозяина и почетных гостей. За большим столом поместится вся многочисленная семья. Клеть (холодное помещение) использовалась как дополнительная комната летом. Комнаты разделяют сени. Во дворе под крышей хранился различный сельскохозяйственный инвентарь.
Картину крестьянского быта дополняют хозяйственные постройки: ветряные мельницы из села Мошок Судогодского района, овин для сушки снопов, "ступальный" колодец XIX в. из села Кольцово Селивановского района, с большим ступенчатым колесом, которое надо было вращать ногами.
Памятники Музея деревянного зодчества обогатили силуэт города, вернули ему утраченные страницы богатой архитектурной летописи. Уже традицией стали в музее праздники народных ремесел. В этот день съезжаются умельцы, воочию можно наблюдать резьбу и роспись по дереву, изготовление глиняных игрушек, можно попробовать покосить траву или посидеть за ткацким станком.
« На главную | Архив »
08.04.2006 Долина реки Терскол и ледник Большой Азау.
07.04.2006 Рязань, как много в этом звуке!
23.03.2006 Горы, реки и... красота
23.03.2006 Экзотика на просторах России
16.03.2006 По красотам Адыгеи
|