ROSTUR.RU
Российский туристический портал ROSTUR.RU
Сайты по туризму
Счетчики
Rambler's Top100
Добавить в избранное | Сделать стартовой

Описание прохождения маршрута Сяпся-Шуя

Как мы ходили по Карелии!

Предлагаем описание того, как мы прошли маршрут ќссойла-Сямозеро-Сяпся-Вагатозеро-Шуя-Чална (2 к.с. ).
Время похода - 1-10 августа 2003 года.
Группа - 6 человек, из них 3 представительницы прекрасной половины человечества (из коих одна - 15-ти лет) и мальчик 8-ми лет. Возраст участников - от 8 до 33 лет. Стаж - 1 человек - 1 к.с., 2 человека - походы по озерам и беспорожистым рекам. Остальные - первый раз в байдарке.
Лодки - "Таймень-2" и "Нева-3".

Участники и экипажи:
"Таймень-2"
Маша - матрос, озера/речки. Студентка-астроном. Двоюродная сестра Кати.
Андрей - капитан, новичок, 33 года. Астроном.
"Нева-3"
Инна - матрос, новичок. Географ-картограф.
Катя - матрос, озера/речки. Школьница, двоюродная сестра Маши.
Алеша - сын Инны, пассажир, 8 лет. Школьник
Дима - капитан, 1 к.с., 27 лет. Астроном. (Ваш покорный слуга)
Деление не вполне строгое, так как в отдельные дни Маша и Катя менялись местами. Также, одновременно на "Неве" гребла только одна девушка, но об этом - позже.

Итак, начали.


День нулевой (он же половинный)
Конечно же, поход начался не в Эссойле, и не первого августа, а накануне в Питере, на Ладожском вокзале, откуда теперь ходит поезд СПб.-Костомукша, к которому прицепляют вагоны беспересадочного сообщения до Петрозаводска. (Сразу оговорюсь, что в связи с введением с 1 ноября 2003 года пограничной зоны в районе Сортавала-Суоярви, удобство и доступность такого маршрута для питерцев становятся совсем не очевидными, так как нужно будет разрешение для транзитного следования через погранзону.) И вот, слегка поволновавшись на вокзале, узнав, что обратный поезд выходит на день раньше, чем мы рассчитывали, мы тронулись. В путь, разумеется. Началось!
Заметки на полях: одна из верхних боковых полок оказалась подломанной и отчаянно прогибалась под любым взрослым участником "регаты". После недолгих размышлений и совещаний было решено поместить на увечную полку Алешку, как самого легкого (под ним полка действительно почти не прогибалась), и замотать все веревкой, дабы ребенок во сне не свалился. Замотали (оказывается, в плацкартных вагонах практически не за что цеплять веревку!!!), но все равно потом всю ночь караулили и поправляли активно воевавшего во сне Алешу. В один из таких моментов он во сне обронил фразу, ставшую лейтмотивом для всего нашего похода: "Обстановка будет еще сложнее!".

День первый (первый полноценный)
Свершилось! Несмотря на затянувшееся стояние в Суоярви, мы все-таки доехали до ќссойлы (кстати, местные жители ставят в этом названии ударение на первую букву - знание этого малоизвестного факта позволит Вам сделать приятное кому-нибудь из "аборигенов" и, возможно, завязать полезные знакомства). Конечно же мы опоздали, но меньше, чем на час. Впрочем, несмотря на жаркую погоду, стоявшую этим летом, мы не слишком огорчились такому опозданию, так как нести вещи было не далеко, а время все равно было раннее (половина восьмого утра), так что успели до жары.
Какие-то две нОски, и вот мы на берегу Сямозера. Очень крупное озеро, дальних берегов обычно не видно - возникает иллюзия моря. Однако из точки высадки отчетливо просматривается противоположный берег, точнее - мыс того берега, на котором вы и стоите. Если глянуть на карту, то все сразу становится понятным - чуть восточнее ќссойлы из береговой линии выступает внушительных размеров мыс, даже, скорее, полуостров. По своему прошлому опыту я помнил, что штормящее Сямозеро не сулит ничего хорошего (волна большая, идти очень трудно и медленно), а потому старался, как мог, вселить радость в сердца своих спутников по поводу хорошей погоды. Впрочем, мне не пришлось сильно напрягаться, так как погода и красота окружающего пейзажа располагали к хорошему настроению. Благодаря спокойной воде мы смогли "срезать" бухту, отделяемую этим полуостровом и, тем самым, сэкономить как минимум 1-2 часа ходового времени. Однако, если Вы попали в шторм на Сямозере, и все-таки вынуждены идти, то лучше двигайтесь вдоль берега - озеро достаточно глубокое для того, чтобы уже никогда не достать утопленные вещи, да и волна вблизи берега чуть поменьше. Наше везение на этом не закончилось. За полуостровом расположено несколько разнокалиберных островков. Нам удалось зачалиться на одном из них (будьте осторожны - подходы к островам просто усыпаны камнями разных размеров), чтобы перекусить и искупаться. Место попалось - просто райское, хотя для длительной стоянки и не подходит - палатку ставить негде. Вот тут-то мы и потекли - расслабившись в таком чудном месте, мы засиделись и двинулись дальше только около пяти часов вечера. (Полностью моя вина - вполне представляя себе предстоящий отрезок пути, я с трудом заставил себя сняться со столь приятной остановки).
(Замечание: при расчете времени прохождения маршрута, проходящего через Сямозеро, имейте в запасе 1-2 дня на случай шторма, они вам могут пригодиться). Благодаря продолжающемуся штилю, мы обошли острова "мористее" (не знаю, существует ли аналогичный термин для озер) и "срезали" еще один мыс (на нем расположена психиатрическая лечебница), за которым и расположен исток реки Сяпся. На истоке стоит одноименная деревня, где по утверждениям наших предшественников есть магазин, в котором можно пополнить запасы продовольствия, если Вы уже все съели. Мы же только начали свой путь, а потому еды у нас было предостаточно, даже, пожалуй, слишком.
Пройдя деревню и пообщавшись на ходу с весьма доброжелательными местными жителями, мы выбрались, наконец, в "дикую" часть маршрута. (Имейте в виду, что в истоке Сяпси полно песчаных плесов, местами вынуждающих проводить байдарки. Впрочем, если вы с самого начала попадете в основное русло, или уровень воды будет достаточно высок, то беспокойства плесы не доставят). Дикость и необитаемость сразу же проявились в стоящей на берегу группе из пяти байдарок, которые расположились тут на дневку, которую намеревались провести в подготовке к прохождению первого из порогов Сяпси. Мы же намеревались встать после этого порога на стоянке, которую помнил Ваш покорный слуга (воспоминания были восьмилетней давности). При подходе к порогу случилось первое маленькое ЧП - у капитанского весла "Тайменя" открутилась лопасть. Как раз перед этим мы чуть не залезли в неправильную часть потока, упиравшуюся в непроходимую кучу хлама. Точнее - все-таки залезли, даже пришлось выводить "Неву" вручную. Тут-то и пропороли ее дно (шкура была новая, так что эта дыра стала первой). (Важное примечание: Конструкция каркаса "Невы", как и многих других байдарок производства фирмы "Тритон", подразумевает фиксацию центрального соединения рамки кильсона болтами с барашками. Вот этот самый барашек и прорезал шкуру сразу, как только снизу дно подперло камнем. Рекомендую всем обладателям новых байдарок либо подложить под место соединения кусок пены, либо, что лучше и проще, заменить барашки обычными гайками - поверьте, усилия там никакого, поэтому гайки сами не откручиваются, а при разборке снимаются элементарно).
Когда весло было починено, лодки поставлены перед входом в струю, экипаж "Невы" отправился на осмотр порога, где встретил делегацию днюющих по соседству байдарочников. Порог не представляет собой ничего особенного - довольно сильная, слабо поворачивающаяся струя с не слишком высокой стоячей волной. В основной струе крупных камней нет, поэтому при прохождении главное - следить за тем, чтобы поворачивать вместе со струей, иначе вынесет на камни. "Нева" прошла порог достаточно чисто, даже почти не чиркнув, под аплодисменты и приветственные крики днюющих зрителей. После чего часть экипажа вернулась для разгрузки "Тайменя" и подсказки более удобного маршрута. "Таймень" также удачно проскочил порог, не столкнувшись ни с какими проблемами.
Дальнейшая часть дня, точнее - вечера, напоминала кошмар. Ваш покорный слуга когда-то ходил в этих краях, но никак не мог найти стоянку, пригодную для ночлега. Сейчас, взирая на все с высоты прошедшего времени, я уверен, что стоянку нашел, но она успела зарасти молодым сосняком. В результате, остановиться нам удалось только у "двух мостов". Согласно всем лоциям и описаниям это место находится в 9-10 км от истока Сяпси. И это вместо ожидавшихся 2-3 км от первого порога до ночевки! Разумеется, причалили мы только около 23 часов. Возле двух мостов есть места для стоянки на обоих берегах как раз между мостами (автомобильным и железнодорожным). Только имейте в виду, что на обе частенько заезжают машины с грибниками/рыбаками. (Две важные оговорки: во-первых, стоянки есть и выше по течению, но все они достаточно плохи, так что если будете искать место в верховьях Сяпси - вставайте на любом месте, которое попадется, в ближайшие 5-7 км ничего лучшего не будет. Во-вторых, ничего не будем говорить о порогах на Сяпсе, так как лето было засушливое, и уровень воды упал сантиметров на 40 - если судить по следам на тростнике. В результате, все сяпсинские пороги и шиверки превратились в одну сплошную шиверу, местами совсем шкуродерную, (иногда даже проводиться было непросто), местами - более менее пригодную для нормального сплава. Так что ориентироваться по нашим прохождениям бесполезно, тем более, что отчетливо мы опознали только два порога - первый, и Сарикоски. Ну, может быть, еще Горбункоски - все остальное - один сплошной кошмар).
Итак, 10 километров почти непрерывной кошмарной шиверы (самый тяжелый участок приходится именно на верховья Сяпси) закончились. Ситуация осложнялась еще и тем, что Алеша откровенно заболевал, а возможности переодеть его в теплое/сухое и напоить горячим чаем не было, к тому же "Нева", в которой он сидел, ощутимо "брала" воду. Результат - высадка у "двух мостов" уже никого не могла ни порадовать, ни расстроить. Впрочем, стоянка оказалась вполне приличной.
Наскоро разгрузив шмотки и поставив на просушку палатки, стали готовить ужин. (Сделаю одну оговорку, чтобы не повторяться в дальнейшем - ВЕСЬ поход сопровождался огромным количеством комаров. ќти проклятые насекомые норовили ужалить в любую незащищенную часть тела. Поэтому, если далее я не буду упоминать о комарах, то это не будет означать, что они не отравляли нам жизнь.)

Комментарий от Инны: Думаю, что это было проблемой только для Димы, Я их даже и не помню.

Надо сказать, что процесс приготовления пищи прошел на удивление быстро и слаженно - прекрасная половина группы готовила еду, мы с Андреем перетащили вещи, а тепло одетый и напичканный лекарствами Алешка терпеливо ждал возможности поесть и поправлялся. Как только ужин был готов, он (ужин), собственно, и прекратил свое существование. Бедный Алеша, отпущенный есть в палатку, заснул возле миски, так и не сумев съесть ни ложки. Вскоре девушки последовали его примеру и быстренько легли спать. К сожалению, спальник Кати ехал в "Неве" и ощутимо подмок, так что пришлось отдать ей спальник Андрея, а нам обойтись одним на двоих. (Маленький совет: если у вас возникла аналогичная ситуация и необходимо перераспределить спальники, то не стоит бороться за право, уступить свой спальник - лучше посмотрите, какие модели в ассортименте. В нашем случае у Андрея был "кокон", а у меня - "одеяло", что однозначно решило ситуацию, так как вдвоем укрыться "коконом" нереально). Впрочем, сон на пене вполне нормален.

Итак, наш долгий первый день подошел к концу, так как даже самые долгие дни когда-нибудь заканчиваются.

День второй
Второй день начался не слишком рано - все мы отсыпались после трудного дня, и даже машины, среди ночи время от времени приезжавшие и уезжавшие по соседству нам не сильно мешали - проводив их мутными взглядами мы с Андреем спокойно засыпали.
(Небольшая оговорка - если год выдался засушливым, или Вам не хочется тащить байдарки по шкуродеру, вполне можете стартовать от двух мостов, поскольку обе стоянки прекрасно подойдут для стапеля, а добраться туда - дело, скорее всего, несложное, так как шоссе рядом, и попутку поймать легче).
Поднявшись и умывшись, девушки стали готовить завтрак, а молодые люди занялись исследованием и ремонтом байдарок. ќто была своеобразная "полудневка" - погода стояла такая же замечательная, как и накануне, девушки нашли в лесу бруснику и костянику. Словом, всем хотелось отдохнуть. Впрочем, часам к двум-трем мы собрались и стали грузиться по лодкам. Тем временем, заметно повеселевший Лешка нашел себе собеседника (местного мужика, ждавшего свою купающуюся спутницу). Получился чудесный диалог, апофеозом которого стал следующий эпизод:
         М: А ты до пяти-то считать умеешь?
         А (оскорбленный в лучших чувствах): Да я хоть до миллиона! Хотите посчитаю?
Впрочем, мужик благоразумно отказался, а взамен порассказал нам о стоянках на ближайшие десять километров. День предстоял легкий - мы планировали пройти километров 10-15 и встать довольно рано.
Так все и получилось. После двух мостов порожки и шиверы оказываются уже более полноводными и, вместе с тем, более редкими, поэтому самым ярким впечатлением от этого дня стало прохождение "Манина моста". ќто чудное место упоминается чуть ли не во всех лоциях. Некоторые даже рекомендуют его обносить. Не верьте! Да, это место действительно требует большой аккуратности при прохождении, но особо бояться его не следует. "Манин мост" - это действительно старый разрушенный двухпролетный мост, прохождение которого возможно только в левом пролете. Правый завален бревнами наглухо. В левом тоже надо держать ухо востро, так как из бревен могут торчать всякие неприятности на туристические головы. Все только что написанное оставит читателя, не бывавшего у "Манина моста" в легком недоумении - так что ж говорить-то о такой ерунде? Единственным сложным моментом является его расположение на крутом повороте. Точнее будет сказать - на выходе из двойного поворота со стремниной. Сначала поворот под 90 градусов направо, потом - такой же налево, расстояние прямого тока воды между поворотами - метров восемь-десЯть, течение в этом месте очень сильное. Если вовремя не начать разворот, или оказаться не в той части струи, вынесет на сваи или вообще в правый пролет моста. Однако не бойтесь! Главное - вовремя почувствовать, что промахнулись, из струи вполне можно отгрести задним ходом в тихую заводь на втором повороте (справа) - как раз напротив правого пролета моста. Так что если не попали сразу - отъезжаете туда и, успокоившись, прицелившись, срываетесь с места и проходите там, где надо. "Нева" прошла с третьей попытки, а "Таймень" - с первой! В среднем получилось две попытки на байдарку.
Вскоре после "Манина моста" расположен порог "Горбункоски" (порог Горбач), который достаточно прост для прохождения даже в низкую воду. После "Манина" и "Горбункоски" в этот день никаких приключений уже не было - довольно рано нашли место для стоянки (удалось таки найти по старой памяти). Для ориентира скажу, что на очередном левом повороте (не очень крутом) расположен каменный выступ с левого берега, на котором места достаточно как раз для постановки 2-3 палаток. Только будьте осторожны, метрах в 30-40 от реки с одной из сторон начинается мертвая топь (потрясающе красивое зрелище, надо сказать - розовато-желтоватый лужок без единой кочки, без единого кустика), в которую лучше не соваться. А вот вниз по течению можно идти спокойно - туда вроде бы даже на машинах приезжают местные жители. Один из них пришел к нам на огонек вечером, когда мы уже уложили спать младшего участника. Дядька оказался водителем, порассказал о местной ситуации с доставкой туриков к их маршрутам. Если в двух словах, то туристы (особенно москвичи) - одна из основных строк в доходной части бюджетов некоторых местных водителей и вообще автовладельцев.
Если любезный читатель обратил внимание, то число весел у нас явно не совпадало с числом потенциальных гребцов (что вполне нормально). До похода это не представлялось какой-то проблемой, однако после первого же дня девушки так вошли во вкус гребли, что буквально стали вырывать весла друг у друга. Не знаю, чем бы это все кончилось, но решение прекрасная половина группы приняла сама - у нас с Андреем весла никто отбирать не собирался (все ж таки капитаны :) ), а девушки стали чередоваться, установив некое подобие графика со сложной системой учета "греблечасов" и "греблеполудней".
В этот же день случилось и еще одно знаменательное событие - мы познакомились с катамаранной группой из Подмосковья. Их было десять человек, в том числе женщина-инструктор и паренек-стажер, шли они на двух катах, плюс надувная (кажется) одноместная байдарка. Стажер на ней обычно крутился вокруг них, либо уходил вперед, чтобы занять хорошее место для стоянки. ќти ребята прошли мимо нас у двух мостов, когда мы починяли лодки, а в последующие дни мы еще не раз встретились с ними. В этот день мы вскоре после знакомства догнали и обогнали их (все-таки скорости у байдарок и катамаранов несопоставимы), а потом встретились на стоянке, где мы перекусывали, а они собирались вставать на ночь.
В целом, день получился тихий и безмятежный, прошли мало, встали на ночлег рано, а потому и отдохнуть смогли хорошо. Так и закончился второй день нашего вояжа.

День третий
Встав в разумное время (не поздно, конечно, но и без особого фанатизма) и позавтракав, мы традиционно проверили байды, подклеили днища, сложились, и отчалили. В этот день мы планировали выйти в Вагатозеро. День предстоял хоть и долгий, но не сложный технически. Дело в том, что вторая половина Сяпси - совершенно спокойная равнинная река, петляющая среди лесов и полей сверкающим на солнце серпантином. Очень красиво! Но это и убивает - двести-триста метров в одну сторону, разворот, столько же в другую, снова разворот, и т.д. Надо сказать, что я осатанел довольно быстро, даже при том, что заранее знал о предстоящем занудном участке. Однако девушки отнеслись к спокойной реке гораздо лучше и радовали нас с Андреем песнями на три голоса (!). Иногда к их стройному ансамблю присоединялся и Алеша. Словом, наша маленькая флотилия представляла собой походный концертный зал :). В течение дня мы еще пару раз встретили "наших" катамаранщиков, по очереди обгоняя друг друга.
Единственное развлечение за весь день - порог Сарикоски (Царь-порог). Он несложен для прохождения, но лучше все же осмотреть его. Осматривать удобнее с левого берега, вокруг которого и поворачивается в этом месте река.
На протяжении всей второй половины Сяпси следует внимательно смотреть за топляком, который в достаточном количестве встречается здесь - раньше тут сплавляли лес, и следы этой деятельности видны до сих пор. Не то, чтобы топляка тут так много, чтобы представлять серьезную угрозу, но все же внимание не помешает.
(Во время перекуса мы нашли совершенно немыслимых размеров улитку-прудовика - диаметр его раковины составлял сантиметров около 4-5. После осмотра добыча была отпущена обратно в родную среду).
В Вагатозеро мы вышли неожиданно. По старой памяти мне казалось, что за пару километров перед выходом должна быть симпатичная шиверка метров на 500. Но никакой шиверки не оказалось - после очередного поворота мы оказались отделенными от штормящего озера только косой, отделяющей последний изгиб реки от "большой" воды. Вылетев в озеро мы стиснули зубы, поставили лодки под углом к волне и пошли искать стоянку. Стоянок на Вагатозере хватает. Не скажу про правый берег (он обитаем), но на левом хороших мест достаточно. Первая - сразу у выхода из Сяпси. Но мы решили пройти чуть дальше и найти себе другую стоянку. Пройдя по озеру чуть меньше километра (и это не вжимаясь в берег, прямо через пенные волны), мы и нашли искомое - стоянку себе по душе. (Совет: многие стоянки толком не видны с воды. Как правило они видны либо в занятом виде - по палаткам, либо в непосредственной близи - по прибрежной опушке, переходящей в пляж и прореженным камышам. Кстати, по верхушкам деревьев опушки издали не видны, а вот камыши могут послужить хорошим ориентиром). Прекрасный пляжик, оборудованная столом и кострищем кухня - что еще нужно скромным туристам? Разгрузились, поставили палатки, приготовили ужин и стали готовиться к дневке :). Надо сказать, что тут мы совершили первый непонятный поступок - до сих пор неясно, правильно ли мы с Андреем поставили нашу палатку на песке, почти не закрепив ее с тентом на поверхности (какие колышки будут держать в песке). Девушки поставились фундаментально, как положено, на специально отведенном для этого месте - его там как раз хватило для 4-х местной палатки. Но об этом позже. Едва мы поужинали, как резко стали собираться тучки. Обеспокоившись о судьбе вещей, мы стали собирать их в одно место, с тем, чтобы сделать там укрытие из полиэтилена. ќто получилось лишь отчасти. Как только шмотки были снесены в большую кучу (непонятно, откуда взЯлось столько вещей :), как хлынул ливень. Сильный, теплый, летний ливень. Но от этого не менее мокрый. Поскольку пленку мы еще не закрепили, пришлось и самим залезть под нее и держать снизу руками. Просидев так минут десять, мы пришли к выводу, что дождь ослабел, и можно закрепить пленку и забраться в палатку. Так и сделали. Алеша уже спал, а взрослая часть экипажей лопала чернику со сгущенкой (разумеется, ребенку оставили :) ). Вообще, даже если бы мы взяли недостаточное количество еды, смерть от голода не смогла бы протянуть к нам свою костлявую руку - наши доблестные девушки при малейшей возможности собирали ягоды/грибы, причем в питательно значимых количествах (год был исключительно урожайным). Полакомившись в нашей палатке, девушки устроили нам небольшой концерт под гитару, после чего отправились к себе спать, несмотря на небольшой дождь, так и "сеявший" без перерыва. Вроде бы все было прекрасно, дождь нес свежесть. Мы заснули спокойно, зная, что вещи укрыты, тенты натянуты и ничто не помешает нам спокойно выспаться. Но...

День четвертый (днёвка)
...…утром мы проснулись от того, что разразилась дикая гроза. Наша палатка не летала только потому, что внутри нее находилось около двухсот килограмм людей и вещей, но при это ее так "сплющивало" ветром, что тент не просто касался палатки, а полностью прилип к ней. И палатка потекла :). Смело ставлю здесь веселый смайлик, так как ничего страшного из-за этой протечки не случилось, а эмоций и впечатлений мы с Андреем получили предостаточно. Особенно когда подпирали ногами лист пены, поставленный для усиления стенки с входным клапаном, со стороны которого и шли порывы ветра. Прямо над нами прошла гроза, точнее - ее фронт. Обитатели других стоянок потом рассказали нам, что метрах в двухстах-трехстах от нашей стоянки молния попала в дерево, и оно загорелось (правда, ливень все погасил). Словом, гроза была великолепная, особенно если смотреть на нее издалека, особенно через экран телевизора :). Впрочем, нам действительно понравилось. Плохо было только одно - из палаток мы смогли выбраться только довольно поздно - в первом часу. Да еще лес вымок до последней веточки, так что ходить туда можно было только в купальном облачении (здесь нелишне вспомнить мой прежний комментарий про комаров), дабы не вымочить всю одежду. Впрочем, хотя после грозы небо оставалось пасмурным, но день прошел спокойно.
Девушки готовили еду на добытых дровах (в этих краях с ними нет проблем, так как всегда можно найти сушинку, иногда даже уже поваленную). Мы же с Андреем, разложив на просушку подмокшие вещи и, в первый и последний раз, натянув на "Неву" фартук, отправились на разведку входа в Шую. Несмотря на легкую волну, прелесть гребли на пустой байдарке - это что-то! Ходкость "Невы" оставила самое приятное впечатление. Исследовав местные подводные залежи камней, мы вошли в Шую и прошли около полукилометра до первого поворота. С самого начала ощущается вполне заметное течение, даже не смотря на ширину порядка сотни метров. Вернувшись в лагерь, мы узнали, что к нам в гости заезжала инструктор из катамаранной группы - посмотреть нашу стоянку, чтобы знать ее на будущее. Такое впечатление, что у этой женщины сложилось мнение о нас, как о "крутых" байдарочниках. Скорее всего, это произошло на фоне ее группы, где шла публика совершенно неподготовленная, хотя и веселая. Мы не стали разочаровывать эту тетю :). А мы, поглядев на Шую, устроили общее обсуждение дальнейших планов, поскольку были два варианта - легкий (на 1-2 ходовых дня - через Вагатозеро, вверх по Шуе, через Шотозеро к станции "Новые пески") и запланированный изначально - из Вагатозера вниз по Шуе, через все самые интересные пороги этой части реки до станции Чална. Лично меня впечатлил безудержный энтузиазм, с которым девушки поддержали идею идти вниз по Шуе, даже несмотря на все предстоящие нам пороги, включая знаменитый "Большой Толли". Таким образом, решение было принято. Мы шли по более интересному, хотя и более сложному пути.
Несмотря на прошедшую грозу, вода в озере была все такой же теплой, чем мы и пользовались, купаясь, как и прежде. Правда, озерная вода гораздо более мутная, чем речная - сказывается большое количество частичек ила, поднятых со дна и взвешенных в воде.
Вечер прошел удивительно спокойно, параллельно с готовкой ужина была предпринята попытка соорудить туристический "керогаз" из полена, но ничего особенно путного из этого не вышло, хотя конструкция и заработала, но давала больше дыма, чем жара. Здесь же были предприняты еще два интересных эксперимента: попытка пожарить блины, приведшая к приготовлению клецек, и попытка сварить суп-харчо из пакетика "Магги-суповарка - суп-харчо". Рецепт на пакетике начинался следующими словами: "Возьмите 80 грамм риса и 200 грамм свежей баранины". :) Несчастная "суповарка" была "разжалована" в приправы к остальным супам, готовившимся в походе.
Пока готовились ужин и "керогаз", Алеша веселился вовсю. Он постоянно подбегал к нам с просьбой дать ему задание. В основном выбор нам предоставлялся их двух вариантов - либо Алеша пробегал два круга (метров по 50 каждый) со звуком, либо десять кругов, но без звука. Так как "со звуком" означало бег с совершенно диким рёво/крико/воплем, то мы всякий раз выбирали второй вариант :).
А на ночь глядя снова прыснул дождь, к которому нам уже надо было привыкать.

День пятый
Проснулись мы хмурым, последождевым утром. Бодренько собравшись и позавтракав, мы сложили байдарки и отправились в дальнейший путь - навстречу приключениям. Н этот день у нас было запланировано прохождение "киндасовских" порогов (перед деревней Киндасово) и подход к самым "кутижмским" порогам.
День был пасмурным и хмурым, что нисколько не портило нам настроения. Наш уход с Вагатозера сопровождался показательными полетами коршуна, который парил над лесом, периодически вылетая над водой. Создавалось впечатление, что он специально позировал (к сожалению, ни одного удачного кадра с коршуном не получилось), а один раз даже спикировал на воду в пределах ста метров от наших лодок и поднялся со здоровенной рыбиной в лапах.
Подойдя к порогам, мы начали их проходить, методично, один за другим :), не испытывая особых проблем (все же пороги эти едва тянут на 2 к.с., так что особой проблемой их прохождение не становится). Расположены они очень удобно - порожистые стремнины длиной до километра перемежаются участками спокойной воды длиной до полукилометра. Общая проотяженность всей этой системы порогов составляет километров 6-8.
К сожалению, чуть ли не единственный серьезный чирк "Тайменя" по камням в пороге привел к весьма серьезным последствиям. Остановившись между очередными порогами на перекус мы обнаружили, что "двушка" приняла довольно много воды. Мы откачали ее и продолжили путь. После прохождения всех порогов подошли к деревне, давшей им свое название - Киндасово. Здесь планировалось пополнить запасы хлеба.
Перед самым Киндасовым река разделяется островком на два рукава. В обоих рукавах камни. Не могу ничего определенного сказать про правый рукав, но с подхода он производит впечатление непроходимого (по крайней мере по низкой воде), а вот через левый мы прошли достаточно спокойно, хотя и внимательно.
Высадившись на лодочной пристани возле моста (это обычная пристань, у каких местные жители держат свои лодки/катера), мы отправились на поиски магазина. Оказалось, что в этой деревне его нет, а ближайший по воде - в нескольких километрах по Свят-реке, впадающей в Шую в нескольких стах метрах за мостом. С моста мы осмотрели порог, расположенный сразу за этим мостом - порог маленький, имеет несколько хороших струй, но проходится по главной, ввиду неудобства захода на остальные - перед мостом находятся остатки старого деревянного моста, сваи от которого могут содержать в себе большие неприятности в виде всяких железяк. Поэтому входите в струю по середине и проходите по ней и мост и порог.
За время наших поисков, Андрей разгрузил "Таймень", снова набравший много воды. Оказалось, что тот "чирк" стоил шкуре двух новых дырок, которые уже не удавалось заклеить "скотчем" (совет: точнее говоря - не скотч, а самоклеящаяся бандажная лента, штука незаменимая в байдарочном походе - держит небольшие дырки как минимум 2-3 дня, а то и неделю, причем даже при протирании на камне не снимается, а дает себя стереть в точке касания, оставаясь на месте в остальной своей части). Надо было искать стоянку, причем удобную. И искать быстро, поскольку обычно высоко сидевший "Таймень" через час гребли принял уже столько воды, что сел раза в два глубже, чем обычно. А вот с поиском места были проблемы... Либо это был бурелом, либо крутой склон, либо маленькая площадка, уже облюбованная рыбаками, либо просто занятая стоянка. Причем особенной проблемой оказались именно рыбаки - они занимали 70% сколько-нибудь приличных мест. В итоге нам все таки удалось найти нечто, примерно там, где и хотели - неподалеку от устья Кутижмы (по крайней мере так мы думали, исходя из карты), хотя место и не было слишком хорошим. Тем не менее, места для двух палаток, двух байдарок, костра и склада вещей вполне хватило. Беда была только в том, что дно у берега было исключительно илистым, что существенно затрудняло разгрузку/погрузку/чистку-зубов/мытьё посуды, поскольку ноги сразу уходили в ил выше щиколотки, а при шевелении - и еще глубже.
К сожалению, подмок спальник Андрея. Его вместе с другими вещами повесили сушиться на натянутых веревках, а мы с ним уже привычно улеглись на пенках под одним спальником - хорошо, что ночи стояли достаточно теплые. Мы надеялись, что байдарки подсохнут, утром мы подклеим "Таймень" и после обеда чуток погребем. Но не тут-то было. Мы поужинали, разложили вещи, и легли спать. Чтобы утром проснуться и увидеть, что наступил...

День шестой (вынужденная дневка)
Да. День шестой наступил, но не просто, а с довольно сильным дождем поутру. Понятно, что все вещи, вывешенные не просушку, не вполне просохли. На особенно грустные мысли наводил спальник, который был повешен лишь слегка местами подмоченным, а утром оказался на отжим мокрым. Выждав почти полдня, "постимулировав" подсыхание шкуры "Тайменя", мы с Андреем взялись за работу. Девушки же с Алешкой тем временем насобирали грибов и даже стали ловить рыбу (Катя с Алешей). Улов составил три небольших рыбки, но разве ж количество важно? :) В итоге, когда шкура была снабжена двумя новыми основательными заплатками, да и вообще, после тщательного осмотра/ремонта, состоялся замечательный обед, на котором наши волшебницы накормили нас (среди прочего) картофельным пюре с грибами, которое пошло на ура.
Вообще, надо заметить, что вопрос питания в походе был поставлен замечательно. Продуктов было взято с избытком, так что голод нам не грозил в любом случае. Что же до готовки, что прекрасная половина нашей "эскадры" сразу взяла бразды правления в свои руки и даже не пыталась спихнуть эту работу на мужские плечи, постоянно кормя нас, как на убой, к тому же очень вкусно.
Потихоньку к вечеру день разгулялся. Пока мы сушились/клеились, нас обогнали наши катамаранщики. Леша по привычке крикнул им, что мы их все равно обгоним. Впрочем, то же самое он крикнул и второй группе на катамаранах, которую мы впервые увидели только на Вагатозере. Здесь же мы встретили вторую и последнюю из встреченных байдарочных групп. Точнее, вся группа состояла из одного "Тайменя-2", в котором сидела пара из Питера. Они нам и порассказали, что вышли из ќссойлы на полдня позже и всю дорогу слышали рассказы о питерской группе (т.е. о нас), которую и пытались догнать. Но тут они посочувствовали нам и двинулись дальше.
Мы же спокойненько доделали свои дела, поели, попели и отправились спать, оставив вещи сушиться на веревках, так как вечер был вполне приятным и сухим. Т.е., он тоже был хмурым и пасмурным, но наша сосредоточенность перед самым ответственным переходом сделала нас нечувствительными к таким мелочам.

День седьмой (вот оно - счастье)
На этот день у нас были "наполеоновские" планы - пройти "кутижмские" пороги, потом Большой и Малый Толли, а также пополнить-таки запасы хлеба в деревне Матросы. А потому и побудка была назначена рано - на девять часов утра.
Проснувшись, мы с Андреем обнаружили, что дождь, шедший больше половины ночи, хоть в данный момент и не идет, но явно надвигается. Понятно, как подсохли вывешенные вещи, в том числе и спальник Андрея. Тем не менее, понадеявшись на "русский авось", стали разводить костер. Как только затеплился огонь, хлынул ливень. Хорошо, что девушек еще не успели разбудить. Впрочем, ливень шел "всего" около часа, а часам к одиннадцати дождь и вовсе прекратился. Более того, нарушая все мои мрачные прогнозы, небо стало стремительно расчищаться!
Поедание завтрака сопровождалось жизнерадостными разборками. Дело в том, что Инна утверждала, что ночью ей показалось, что кто-то ходит по берегу рядом с нашим лагерем. Она говорила, что окликнула меня, и что я, дескать, ответил ей, что все нормально. Все бы ничего, но ничего подобного я так и не смог вспомнить :). Словом, либо кто-то из нас слишком хорошо спал, либо Инне ответил кто-нибудь из рыбаков, которые действительно вполне могли проходить по берегу - вопрос остался невыясненным.
Тем не менее, горячее пюре с грибами отбило охоту заниматься самокопательством. Џоэтому, быстренько позавтракав и собравшись, мы в приподнятом по случаю хорошей погоды настроении двинулись навстречу приключениям!
А погода и впрямь разгулялась - выглянуло солнышко, стало тепло не только в воде, но и над водой (все прошедшие дожди так и не остудили речной воды). И на душе у всех нас было светло и радостно. Мы ждали "кутижмские" пороги. И дождались.
Начинается все как положено с разминки - довольно короткого порога, имя которого осталось для нас неизвестным. Он довольно полноводный, с хорошо заметной струей. Никаких проблем с его прохождением нет. А где-то через километр начинаются главные развлечения - три основных порога этой группы.
Первый из них - Кутижмяйне. Длина его - до полукилометра, высота валов в отчетливо видимой струе достигала сантиметров 60-80. Следует иметь в виду, однако, что год был засушливым, вода низкая, а потому в нормальные годы валы могут превышать метр.
Второй порог - Питкакоски. Он будет подлиннее (больше километра) и еще полноводнее. Струя видна хуже. Идя на "Неве" мы малость зазевались, и нас развернуло на очередном сливе параллельно ступеньке, бортом к волне. џ даже успел мысленно поздороваться со своим первым в жизни килем, но слаженная работа экипажа и большая загрузка лодки позволили просто качнуться на волне, собиравшейся нас перевернуть. Однако воды мы тут взяли изрядно, в обе лодки. Причем прямо через борт, так как волны перекатывались через нас каждый раз, как мы не успевали от них увернуться. :)
После этого порога случился веселый казус. Мы зачалились у берега, чтобы отчерпать воду. Пока капитаны кружками и клизмой "осушали" внутренности байдарок, девушки с Алешей (так и подмывает сказать - "матросня" :) ) учились на берегу танцевать "Ча-ча-ча". Все были радостны и довольны, так как были уверены, что только что прошли ћманишки, самый серьезный порог этой серии. Просто-напросто обсчитались порогами. Тут же вспомнилась присказка "ћманишки - мокрые штанишки". Штанишки были уже мокрыми, но мы были горды собой, что прошли их довольно легко. Вот в этой-то радости нас и застали местные жители, переправлявшиеся через Шую на традиционной для этих мест резиновой лодке. Они нам и порассказали, что до ћманишек мы еще не дошли, что они через два поворота. Попутно местный дядька постращал наших девушек предстоящими Толлями, причем особенно - малым. Как бы то ни было, но байдарки были готовы к продолжению пути, и мы ринулись в объятия ћманишек.
Порог ћминпитка (более известный, как ћманишки) действительно мощнее и длиннее (почти 2 километра) своих предшественников. Хотя проходится так же на одном дыхании и без каких-то особых проблем. Воды в этом пороге - огромное количество, только уворачивайся от валов. Но за то и удовольствия от прохождения - хоть отбавляй!
Надо заметить, что все "кутижмские" пороги - потрясающе красивы. В самом деле - бурный поток посреди довольно высоких берегов, поросших сосновым лесом! Виды как будто специально для фотохудожника-пейзажиста. Жаль только, что во время прохождения с фотоаппаратом не особо поупражняешься - гребцам не до того, а пассажирам пришлось бы подбирать аппарат для подводной съемки, так как кругом вода. :)
Так или иначе, но мы подошли к Большому Толли, который расположен через пару километров после ћманишек. Безусловно, это "гвоздь маршрута" - все же единственный порог 3 к.с. на всем нашем маршруте. Порог на левом повороте, осмотр возможен с любой стороны, мы сделали это с левого берега, нам там было удобнее. Здесь мы полностью разгрузили байдарки, перетащили шмотки по берегу (всего расстояния-то метров сто), искупались в заводи перед заходом в порог и с аппетитом перекусили, наслаждаясь зрелищем порога и думая над прохождением. Решено было идти порожняком - только с людьми, без груза, причем на всякий случай Алешку оставить на берегу, все-таки надо было отдать дань уважения категорийности порога.
Во время купания мы решили испытать жилеты, выданные Кате с Машей катиным папой. Сам он ими не пользовался, но ему их когда-то дали под видом спасательных. Вообще-то жилеты были довольно тяжелыми и тонкими, что вызывало сильнейшие сомнения в их спасательных качествах. В итоге нарядили меня в один из них и стали испытывать плавучесть, ожидая чуда. :) Однако чуда не произошло. Мало было собственного веса жилета, так он еще и намок и сделался тяжелее раза в два. ќто было очень весело. Жилет очень напоминал стандартный жилет монтажника, который прочно держит внутри себя человека и слегка защищает от ударов, но в воде это чудо человеческой мысли работает подобно камню на шее. Мы немало повеселились на счет этих жилетов - беда была только в том, что один из них мы намочили, и стоило больших трудов высушить его к концу похода. (Важное замечание: вблизи порога течение заметно усиливается, поэтому если Вы имеете сомнения относительно своих плавательных способностей, то лучше купайтесь подальше от порога, либо имейте на стреме человека со спасконцом).
Большой Толли имеет три слива, причем сложность их нарастает слева направо. Средний при нас был перегорожен сетью (говорят, там это стандартная ситуация). На правом катались "наши" катамаранщики - благо для ката даже самый сложный правый слив - лишь веселая горка, тем более, что камней там в струе нет - только большой перепад. Мы шли по левому. ќтот слив разделен на две последовательных ступеньки, что делит величину перепада пополам. Однако расслабляться здесь нельзя - струя изгибается между "ступеньками" (на протяжении метров десяти) и в случае ошибки может преизрядно приложить о камни, а то и просто "выкинуть" на пологий камень левого берега. К тому же вторая "ступенька" разделена на две неравные части округлым обливняком. Но обо всем по порядку. В первую часть слива надо входить прямо через вал (там нет камней), предварительно тихонько выведя байдарку на правильное направление - входить в порог надо обязательно прямо, при входе с разворота уже не сможете выправить курс и окажетесь на камнях. Дальше струя делает плавный поворот влево, вокруг пологой береговой плиты - струя бурная, но чистая, без камней. Мы планировали повернуть вместе со струей и проскочить вторую "ступень" через более широкую левую часть. Увы, этим планам не суждено было сбыться. Сразу после первой части слива стало понятно, что за струей мы не повернем (все-таки байдарка "Нева-3", не каяк). Мы и ушли в правую, более узкую часть струи. И прошли чисто, даже не чиркнув. Надо сказать, что впечатление порог оставляет потрясающее, но уж больно все коротко - т.е. проходится он преимущественно на рефлексах, так как времени подумать "в процессе" практически нет. ќкипаж второй байдарки ("Таймень-2") сделал попытку все же повернуться в левый выход из порога, но понял безуспешность этой затеи чуть позже, чем было можно, результатом чего был небольшой удар бортом по обливняку, разделяющему выход. Впрочем, все обошлось без жертв и разрушений.
(Над Большим Толли находится оборудованная стоянка, где можно отдохнуть, а можно заплатить и переночевать. Мы этим сервисом не воспользовались, так что ничего сказать об этом не можем).
Обратная загрузка лодок заняла совсем немного времени, так что очень скоро мы были уже на воде. Распрощавшись через Шую со "своими" катамаранщиками (их путь заканчивался на турбазе в Матросах), мы бодро гребли навстречу Малому Толли. ќтот порог, расположенный в паре километров от Большого Толли, имеет большую протяженность (метров 50-70), чем его больший тезка, но при этом гораздо меньший общий перепад. Трудности его прохождение не представляет, так как порог полноводный, а каких-то сложностей в нем нет.
Пройдя последний на этот день порог и закупившись в Матросах хлебом, сахаром и мороженым (все ж таки неделю уже его не видели) мы стали подыскивать место для стоянки, даже несмотря на то, что время было еще не позднее. Отойдя от деревни некоторое расстояние, мы нашли очень приличную стоянку. Ориентиром ее может служить то, что она находится прямо на крутом (градусов на 60) левом повороте Шуи. И пусть Вас не смущает, что берег в этом месте имеет высоту около пяти метров - на эту стоянку ведет деревянно-земляная лестница. Лично для нас этот подъем/спуск стал тренировкой перед следующим днем. Место для палаток, байдарок и кострище находятся прямо на нескольких маленьких опушках, как бы слепленных друг с другом. На центральной, самой большой из них - кострище с бревенчатыми сидениями вокруг. В общем, нам понравилось. Мы спокойно развесили вещи на просушку (по установившейся уже традиции особо не надеясь на то, что что-нибудь сможет высохнуть), очень вкусно поели, попели песни и отправились спать, так как день был переполнен впечатлениями, и все мы чувствовали себя покорителями порогов и крутыми байдарочниками!
Идти оставалось не слишком далеко, день оставался в запасе, так что мы успокоились. А зря :).

День восьмой (а мы-то думали, что все худшее позади)
Утро было средненьким, даже не совсем хмурым, но высокая влажность подсказывала, что дождь еще покапает. Мы спокойно позавтракали, собрались, проверили шкуры байдарок. За это время нас обогнали "вторые" (не "наши") катамаранщики и группа на рафтах, которых мы не видели ни до, ни после, что и не удивительно. Снявшись с места, мы спокойно пошли вниз по течению, так как знали, что до виданских порогов еще около двадцати километров, а до них будет только пара простеньких порожков, которые не вызовут проблем. Километраж мы оценивали по карте в стандартном "Атласе Карелии" (карты-двухкилометровки). Однако прошли мы эти "двадцать" километров всего часа за полтора, что вызывает сильнейшие подозрения в отношении точности карты (по крайней мере в этом ее месте). За это время пару раз начинал накрапывать дождик, но всякий раз заканчивался, не перерастая во что-нибудь большее. Наконец, в полном недоумении относительно причин столь быстрого прибытия к порогам (то ли мы так быстро научились грести, то ли карта врала километров на 5-7), мы подошли к последнему водному приключению нашего маршрута.
Что мы знали про пороги у деревни Виданы (местные жители ставят ударение на первый слог этого названия)? Мы знали, что это цепочка небольших порогов и шивер общей длиной около восьми километров, которая начинается километра за полтора-два до деревни, а заканчивается вместе с ней.
Что же мы нашли? Одну сплошную шкуродерную шиверу, нормальное прохождение которой при такой низкой воде представляется малореальным, разве что при абсолютно точном знании фарватера.
И вот мы пошли на штурм, еще не подозревая, во что "вляпались". Мы проходили эти восемь километров в течении более чем двух часов. Особенно тяжело дались первые два-три километра, когда обе лодки постоянно садились. "Таймень" один раз чуть не кильнулся, и лишь ловкость, с которой Маша выпрыгнула из лодки на камень, помогла лодке сохранить остойчивость. Ребята потом минут 15-20 снимались с того "подсада", хотя от нашей помощи все же отказались. Правда, мы тем временем демонстрировали "высший" класс прохождения шивер - в два из сливов "Нева" входила кормой вперед, развернувшись (вовсе не по нашей воле) на очередных обливняках. ќта проклятая виданская шивера (пусть при нормальной воде это пороги, но мы видели только безумную шиверу) оказалась единственным местом на всем маршруте, где наши лодки разошлись на расстояние больше полутора километров. Мы пытались приткнуться и подождать "Таймень", но посреди потока течение слишком велико, чтобы зависать на месте, а подходить к берегу было очень опасно, так как там полно камней разного калибра и остроты, а также всякого мусора, порой острого и железного. Зато мы увидели питерскую пару, грузящую свою байду в машину встречавших их в Виданах знакомых. Ребята не стали рисковать и проходить эту шиверу, может быть они и были правы, хотя для нас это был бесценный опыт экстремального сплава. В итоге мы смогли прибиться к берегу лишь за деревней (после окончания шиверы), где и ждали своих спутников.
Несмотря на накал страстей и громкие реплики, отпускаемые участниками прохождения (поймите правильно - все в пределах литературного русского языка, ведь в байдарке были люди приличные, к тому же двое детей :) ), Алешка примостился в ногах у Кати и заснул (!). И проснулся только тогда, когда мы воссоединились и стали искать место для стоянки. Все были вымотаны, а большинство еще и замерзло - воздух был сырой и прохладный, хотя вода все еще хранила температуру парного молока - в ней можно было греть застывшие руки/ноги.
Метров через двести-триста после Видан Шуя разливается широкой заводью. На левом ее берегу есть славное место для стоянки, которое местные жители называют "Кукушкиной горой". (Для ориентира - это второй уступ высокого левого берега в разливе Шуи, по склону поросший соснами). Там расположена огромная площадка, на которой при желании можно без труда разместить батальон-другой солдат. Беда была лишь в том, что высота берега достигает восьми-десяти метров, причем склон песчаный, без каких-либо ступенек. Подумав, и придя к выводу, что ничего лучше нам все равно не найти, мы разгрузили лодки и стали готовиться к подъему. Мы с Андреем даже натянули систему веревок, чтобы по ним затащить байды, но в последний момент решили попробовать поднять "по-простому" - на плечах. И ведь получилось, хотя и не без труда и веселухи - девушки отчаянно забавлялись нашими потугами, хотя и гордились :) своими спутниками.

Комментарий от Инны: :) :) Мог бы написать, что мы успели почти все вещи наверх перетаскать, иначе замерзли бы насмерть :).

Пока мы с Андреем пристраивали байдарки, ставили палатку и раскидывали шмотки (мешки, рюкзаки, спасики и пр. общественный груз) на просушку, девушки решили взяться за заготовку дров и ушли на их поиски, прихватив с собой Алешку, топор и пилу. И ведь что характерно - нашли! Возвращение наших героинь смотрелось впечатляюще. Вдоволь нафотографировавшись со своими трофеями и скинув их возле кострища, девушки взялись за ревизию продуктов. Результаты были неутешительны - для максимального облегчения пути домой мы должны были оставшиеся два дня есть не переставая!
Натянув веревку (состоялся-таки урок по натягиванию палеспаста) и развесив мокрые вещи, мы под грамотным руководством девушек приступили к поеданию пищи. Здесь нормально заработало и FM-радио, поскольку относительно недалеко уже был Петрозаводск. Мы чувствовали себя практически счастливыми, несмотря на тяжелый день. Даже приезжавшие пару раз местные жители не смогли смазать нам впечатление. (Надо сказать, что приезжали они, похоже, только для того, чтобы распить бутылку-другую и снова уехать). Из грустного хочется отметить общепоходное наблюдение - на стоянках стало очень много мусора: пивных и водочных бутылок, дюралевых банок и прочего хлама. А Кукушкина гора была завалена пробками от ярославского пива... Впрочем, это самый неприятный момент, подмеченный в походе.
Попировав и повеселившись, традиционно уже для наших походов проведя небольшой "семинар" по боевым искусствам, мы расползлись по палаткам, предприняв меры против намокания и уноса (ветром) вещей в случае ночного дождя или сильного ветра. Спалось хорошо, хотя мы с Андреем уже четвертую ночь спали на пене под одним лишь спальником :).

День девятый (и снова дневка)
Утром мы с Андреем традиционно подверглись "экспансии" со стороны Алешки, который обычно просыпался раньше всех, после чего выставлялся из "женской" палатки на свежий воздух.

Комментарий от Инны: Он сам оттуда выставлялся, все же спали :).

Так или иначе, но пять-семь минут на этом самом свежем воздухе оказывались для молодого организма вполне достаточными для того, чтобы набраться энтузиазма и пойти буянить в нашу палатку. :) Алешкины усилия не прошли даром, и вскоре весь наш лагерь уже не спал. Умывшись и почистив зубы в экстремальных условиях (не забывайте, вода-то была далеко внизу по песчаному склону), мы приступили к очередному истреблению пищи.
Как ни странно, ни ночью, ни утром дождя не было, и, благодаря ветерку, развешенные вещи стали подсыхать.
Дальнейшие наши планы предполагали дневку (поскольку пришли мы сюда на сутки раньше), с тем чтобы на следующий день сняться, пройти еще пару километров по Шуе, войти в речушку Чална, протекающую по одноименному городку совсем рядом со станцией, подняться вверх по течению и выгрузиться на окончательные сборы рядом с железной дорогой (около пятисот метров). Однако предыдущий день подорвал нашу уверенность в том, что мы хотим спускать лодки по тому же склону, по которому поднимали. В результате было принято решение сходить на разведку. Мы с Катей и Андреем двинулись в путь, чтобы осмотреть городок Чална, посмотреть на одноименную речку, а заодно выяснить ситуацию с билетами на станции. К тому же можно было попытаться договориться с какой-нибудь "Газелью", чтобы нас забрали и подбросили к железнодорожной станции. Итак, мы оставили Инну, Машу и Алешу петь и отдыхать, а сами двинулись в нелегкий путь.
С самого начала мы пошли несколько не туда, благодаря чему сделали крюк длиной километров в пять-шесть. Прошли по гати через лесок, пересекли р. Чална и в конце-концов выбрались к тылам станции. Не найдя на платформе никакого намека на кассу, мы обратились в пост безопасности движения, где нам и сообщили, что кассы тут нет уже несколько лет, и что билеты надо покупать прямо в поезде. Нельзя сказать, что нас сильно обрадовало это известие, но поделать уже ничего было нельзя, и мы пошли искать транспорт/дорогу. Пройдя по Чалне, мы поняли, что это не городок, а поселок, размерами своими на карте обязанный исключительно грузовому железнодорожному терминалу, занимающемуся погрузкой леса. Еще раз форсировав Чалну (разумеется, снова по мосту), мы утвердились в нежелании идти по этой канаве на лодках - несмотря на ширину, порой достигающую 5-7 метров, речка Чална выглядит именно как канава, причем сточная, так как цвет воды в ней ярко коричневый - цвета яркой ржавчины. Что до поисков машины, то мы поняли, что либо надо идти и разговаривать с местными жителями, среди машин которых мы не увидели ни одного микроавтобуса (может быть все были в разъездах?), либо отказываться от этой затеи. Правда, по пути нам попался магазинчик, где мы купили тортик (чтобы отметить окончание похода) и мороженое на всех (самое интересное, что смогли его донести), что несколько повысило наше настроение. И мы пошли искать пеший путь к лагерю.
Дело в том, что железная дорога проходила метрах в трехстах-четырехстах от нашей стоянки, мы даже накануне вечером во время ужина помахали ручкой поезду, на котором должны были уехать через двое суток. Вот мы и пошли искать выход на железку. После непродолжительных поисков и переговоров с аборигенами нам это удалось. Оказалось, что за последний час мы отошли от станции по прямой лишь на пятьсот метров. Решено было продолжить путь прямо по шпалам, тем более, что вдоль насыпи росло огромное количество сладкой малины. Решение оказалось правильным, так как примерно через километр с небольшим нашли нужный сход с насыпи и минут через 10-15 были в лагере. Посовещавшись под мороженое, решили не спускать больше лодки на воду, а складываться здесь и нести вещи прямо по железке до станции (мы вполне укладывались в две носки). После обильного обеда девушки пошли в лес собирать ягоды, что весь поход доставляло им огромное удовольствие.

Комментарий от Инны: Чего-то Дима слишком много про еду пишет! Складывается впечатление, что мы всю дорогу только и делали, что обильно ели! Ничего такого не помню :)!

По мере приближения вечера все начали понемногу оживляться, поскольку у нас был запланирован праздничный ужин в честь успешного прохождения маршрута. К тому же девушки обещали отрепетировать и исполнить давно просимый нами с Андреем "танец живота" :). Они даже действительно начали репетировать танцевальную программу, прогнав нас, чтобы не мешали. Мы с Андреем пошли набирать воду, с нами побежал и Алешка. А метрах в 30 от берега болталась резиновая лодка с местным рыбаком. По своей традиции Леша разговорился с обитателем лодки о том, кто, что и на что ловит. Конечно, Леша не забыл похвалиться, что они с Катей тоже поймали три рыбки :). Через пару минут такой беседы родственные души нашли друг друга ("Рыбак рыбака видит издалека"). Рыбак, оказавшийся парнем лет 22-23, попросил Алешу подтянуть его лодку к берегу за брошенную веревку, что и было сделано. После этого с парнишкой познакомились и мы с Андреем, а Леша повел гостя наверх - в лагерь, знакомиться с прекрасной половиной нашей экспедиции. Дальше была картина маслом ("воссозданная" по рассказам девушек) :) они репетировали танцевальный номер и были уже готовы встретить нас танцем. Услышав, что кто-то карабкается по склону, они приготовились, но тут рядом с жизнерадостным Алешкой показалась голова какого-то совершенно незнакомого парня :). Впрочем, тут появились и мы с Андреем, поспешившие следом. Состоялось общее знакомство, причем мы до сих пор не смогли сойтись во мнениях, как же именно зовут нашего вечернего гостя - Валя или Виталий :). Правда, он оказался славным парнем, и мы часа четыре болтали с ним о всяком-разном (оказалось, что он служил в Питере) под праздничный ужин. А вот зачинщик (Алешка) довольно быстро потерял интерес к своему новому приятелю, показав ему все свои игрушки. Так или иначе, Валя/Виталя около полуночи отправился домой, отказавшись от помощи, да и мы стали готовиться на боковую, так как на следующий день нам предстояло немало потрудиться - хотя поезд и был вечером, надо было разобрать и упаковать байдарки, все остальные вещи, да и на переноску надо было 2-3 часа.
В нашей палатке (как в прибежище покоя и порядка) были разложены на просушку подмокшие наши с Инной кошельки, а заодно и их подмокшее содержимое. Залезши в темноте в палатку, мы с Андреем, разумеется, наткнулись на разложенные деньги и стали раскладывать их по местам (естественно, делали это в темноте, так как чего попусту фонарики сажать). Андрей складывал мой кошелек, а я - кошелек Инны. Тут-то случился еще один забавный казус, о котором мы узнали только в Питере - недели через 2 после возвращения. Засунув в кошелек деньги, я стал его застегивать. Еще удивившись, что кошелек засох и огрубел так, что не застегивается, я нажал посильнее. Там что-то хрустнуло, но створки кошелька сдвинулись (кошелек старого типа, с железной застегивающейся рамкой), но не закрылись. Я сказал об этом Андрею, он попробовал, и кошелек сразу закрылся, причем совершенно спокойно. И только в Питере Инна пожаловалась нам, что мы не только сложили деньги в вывернутый наизнанку кошелек, (!) но еще и ухитрились его в таком состоянии застегнуть, сломав при этом рамку :).
Однако, тогда мы этого не знали и с чистой совестью легли спать, благо спальник Андрея наконец-то высох, и вовремя, потому что последняя ночь на природе была гораздо холоднее предыдущих, и спать без спальника было бы холодновато.

День десятый (последние приключения)
С самого утра начались сборы. Нет, конечно, умыться и позавтракать мы не забыли - это дело святое. Но сразу после завтрака стали собираться.
Больше всего времени, конечно, занимает разборка и упаковка байдарок - все остальное получается значительно быстрее. Тем не менее, все было успешно сложено и подготовлено к переноске.
Решено было в первый заход пойти Инне, Алешке и нам с Андреем, оставив Катю с Машей караулить остатки вещей и дожидаться второго захода. Мы оставили им радио, питье и тронулись в дорогу. Все шло хорошо, хотя ходьба по шпалам не является особо приятным развлечением. Мы уже видели станцию (Чална), до которой оставалось всего около четырехсот метров. И тут случилась неприятность - Андрей споткнулся. Все бы ничего, но он шел по насыпи и нес в руках гитару. Спасая инструмент, он не успел подстраховаться, а довольно тяжелый рюкзак только усугубил ситуацию. В итоге Андрей разбил лоб и очки, что было очень неприятно, так как перекись осталась в рюкзаке на вторую носку. Кое-как остановив хлынувшую из раны кровь и безуспешно поискав вылетевшее из очков стекло, мы ударным темпом дошли до станции, где было решено оставить Алешу с Андреем, которому стоило отлежаться. Алеша получил внушение, что он должен оберегать дядю Андрея и заботитьсЯ о нем - кажется он этим даже проникся :). А мы с Инной двинулись в обратный путь - за второй частью поклажи. Тут уж все обошлось без эксцессов, за исключением того, что добрые девушки вложили к спине в рюкзак со шкурой "Тайменя" деревянное сиденье, причем крепежом наружу. Моя поясница оценила это нововведение, и около станции я еле разогнулся :). К счастью, Машина пенка была снаружи, и я сразу разлегся прямо рядом с платформой, пока Инна (дипломированная младшая медсестра по уходу за больными), которой ассистировали Маша с Катей, приводила в порядок рану Андрея. В итоге, благодаря заботливым рукам трех очаровательных девушек, Андрей принял вполне пристойный, хотя и боевой вид.
Времени оставалось много (около двух часов), так что мы отдохнули и стали готовиться к погрузке. С трудом выяснив, на какой их трех путей придет наш поезд, мы, благодаря сочувствию местных жителей, двинулись к первому вагону, так как нам сказали, что посадка производится только в него. И правда, дверь открылась только в одном вагоне. Поскольку вагон этот был сидячий, принадлежащий поезду "Петрозаводск-Костамукша", то нам надо было идти к проводнику, старшему по четырем прицепным вагонам на Питер. А это были последние вагоны! Сходив налегке и договорившись с бригадиром и проводником, мы начали перетаскивать вещи. В две носки управились, хотя выяснилось, что рюкзак "Невы" с большим трудом и скрипом пролезал через проход плацкартного вагона.
Пока переносили вещи, случилась забавная сцена. Идем мимо двух тетенек. Одна из них, мечтательно закатывая глаза, говорит второй: "Смотри - туристы. А костром-то как вкусно пахнет!".
В общем, поселили нас. Но на все верхние боковые полки. Сами понимаете - ни поесть, ни посидеть. Ладно еще, удалось договориться с проводницей соседнего вагона (шедшего пустым, но не заселяемого до Суоярви), чтобы она пустила нас поесть в спокойной обстановке. Потом в Суоярви вышел один славный дедушка, с которым мы проговорили большую часть пути до туда, и мы переложили спящего Лешку с верхней полки на нижнюю. После чего смогли спокойно ложиться и сами. Наши приключения заканчивались...

День одиннадцатый (прибытие)
Встав и спокойно позавтракав (благо места стало предостаточно), мы сидели и грустили, вспоминая веселые моменты похода и чувствуя, что он все-таки уже закончился. Было грустно, как после окончания любого интересного маршрута. Но грусть наша была светла, так как мы видели будущие походы и дружно обсуждали грядущие маршруты.

Состав и поход единодушно были признаны удачными!
Лето-2003.




Рассылка
Подпишитесь на рассылку портала:


Разработка сайта — reactor5 Друзья: forex market currency trading online forex trading forex dealing forex trading russian dating service russian brides Online dating service портал знакомств Работа программистам Freelance Marketplace IT jobs freelance programming online dating служба знакомств сайт знакомств