У внутреннего туризма есть бедующее

В интервью руководитель Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский поведал о том, как турфирмы будут работать без лицензий, можно ли решить проблемы визового режима, что такое особые туристические зоны и какова роль государства в гостиничном бизнесе.

Владимир Игоревич, как получилось, что вы занялись именно туризмом?

Вообще-то по образованию я математик, но по специальности проработал всего два года. Потом занимался совсем другими вопросами, но в международном туризме по роду работы разбирался, поскольку плотно работал с "Интуристом", "Спутником", профсоюзами. В общем, имел связи в этой среде. С начала 90-х я в турбизнесе.

Наша туриндустрия с тех пор добилась большого прогресса...

По предварительным расчетам Высшей школы экономики, оборот рынка внутреннего туризма в прошлом году составил 434,1 млрд. рублей, или около 16 млрд. долларов. Въездной туризм принес около 9 млрд. долларов; выездной туризм можно оценить в 2,5 млрд. долларов, но здесь большая часть средств остается за рубежом. Как всегда, внутренний туризм на первом месте. Количество "внутренних" туристов в 2005-м оценивается в 23 млн. человек. За рубежом в прошлом году побывало около 6,5 млн. россиян, но половина была не туристами, а "челноками" из приграничных регионов, ввозящими товары из Польши, Китая и Финляндии.

Сколько выделяет бюджет на рекламу турвозможностей России?

На этот год предусмотрено 117 млн. рублей. Этого недостаточно, чтобы страна была конкурентоспособной за рубежом, так как это в 2,5 раза меньше, чем у Болгарии, в 5 раз меньше, чем у Чехии, и в 20 раз меньше, чем у Польши. Но некоторые субъекты РФ тоже выделяют деньги на рекламу курортов и туризма, причем достаточно большие. Например, Санкт-Петербург и Краснодарский край по отдельности в этом году потратят больше, чем "Ростуризм" в целом. Да и в Москве бюджет Комитета по туризму сопоставим с нашим бюджетом.

Как государство может воздействовать на развитие туризма?

Одна из проблем внутреннего рынка -- недостаток экскурсионных программ. Мы привозили руководителей российских регионов в разные страны, чтобы они взяли на вооружение зарубежный опыт. Всюду есть представления, на которые съезжаются туристы. А вообще, на развитие туризма влияет колоссальное количество факторов: состояние автодорог, авиа- и железнодорожных перевозок, качество сервиса.

Недавно в России введена добровольная классификация гостиниц. Что же мешает ввести обязательную классификацию и гарантировать качество услуг?

Разные взгляды чиновников. Руководители ряда ведомств считают, что обязательная классификация -- дополнительные барьеры для бизнеса. Но в большинстве стран классификация гостиниц по уровню сервиса обязательна и контролируется государством. Кстати, без этого Россия не могла бы претендовать на проведение зимней Олимпиады-2014 в Сочи. Отсюда понятно, насколько для государства важна единая система гостиничных "звезд". Сейчас мы с региональными администрациями готовимся ввести классификацию пляжей и горнолыжных трасс. В последнем случае я буду настаивать на ее обязательности.

Турфирмы страны готовятся к отмене лицензирования с 2007 года. Как теперь "Ростуризм" собирается регулировать участников рынка?

Взамен лицензий мы предлагаем ввести финансовую ответственность компаний за качество своей работы, как принято в большинстве стран. Если ты не можешь организовать работу, если к тебе есть массовые претензии, если ты залез в долги и не можешь выполнить свои обязательства, ты должен за это отвечать.

Как этот механизм будет работать на практике?

Мы предлагаем четко зафиксировать размер финансовой ответственности: для выездного туризма -- 10 млн. рублей, для внутреннего -- 1 млн. рублей. Компания должна либо иметь банковскую гарантию на эту сумму, либо покупать страховку. Полис будет стоить примерно пять процентов от тех сумм, что я назвал. Думаю, в результате число турфирм сократится. На мой взгляд, это хорошо: останутся только те, кто на самом деле работает.

А сколько в России реально действующих туркомпаний?

Сложно сказать. Всего выдано более 25 тысяч лицензий, но одна компания могла получать по нескольку лицензий на дочерние фирмы с похожими названиями. Накопятся претензии, одну закроют и будут действовать через другую. А вот когда заработает механизм финансовых гарантий, менять название станет невыгодно -- придется тратить реальные деньги. Такие меры позволят развиваться крупным ответственным компаниям. Сейчас они работают на грани нулевой рентабельности в условиях демпинга, что не позволяет наращивать активы и вкладывать в развитие инфраструктуры. Скажу больше: в последние годы у подавляющего большинства участников рынка рентабельность просто отрицательная.

На самом деле вопрос для многих компаний один: как скоро они лопнут. Поэтому очень важно, чтобы на туристическом рынке прекратился демпинг.

А вы лично, когда руководили турфирмой "Нева", как смогли продержаться восемь лет на таком сложном рынке?

Демпинг -- реалии последних лет. В 90-е годы турбизнес был очень даже рентабельным. Одно направление могло давать 10 процентов рентабельности, а другое -- до 50-ти. Некоторые выжимали и по 400 процентов, но это зависело уже от мастерства. Сейчас лучше всего себя чувствуют те, кто приобретал недорогие тогда активы: офисы, гостиницы, транспортные средства. Эти заделы и помогают держаться.

Вы поддерживаете идею создания в России особых рекреационных экономических зон, где будут расположены те же пляжи и горнолыжные трассы?

Когда готовилась действующая редакция закона об особых экономических зонах (ОЭЗ), в правительстве не было единого мнения насчет туристическо-рекреационных зон. Сейчас все ведомства пришли к согласию, что такие зоны должны существовать, хотя у Минфина, например, свой взгляд на налоговые льготы для инвесторов. Я думаю, что в ближайшее время поправки к закону об ОЭЗ, касающиеся туристических зон, уйдут в Думу и будут приняты до конца весенней сессии. И уже в этом году мы совместно с Федеральным агентством по ОЭЗ проведем конкурсы по созданию первых двух-трех зон. Уже понятно, что будут предложения от Краснодарского края, Иркутской области и Бурятии.

Какие льготы получат инвесторы в туристических зонах?

Фактически те же, что и в технико-внедренческих. С моей точки зрения, для инвесторов больше интересны не столько льготы, сколько обозначение приоритетности проекта со стороны государства и, как следствие, дополнительное финансирование из госбюджета. Хотя, конечно, освобождение от налогов на землю тоже важно.

Сколько денег потребуется выделить из бюджета?

Все зависит от проекта. Одно дело строительство морского курорта на двадцати гектарах, и совсем другое -- на восьмистах. Главное, чтобы инвестиционные заявки были обоснованы. Надо понимать, какая будет отдача от госвложений: сколько будут получать от данной ОЭЗ региональный и федеральный бюджеты, сколько появится новых рабочих мест, какой это будет вклад в ВВП.

Вы будете рекомендовать россиянам не ездить в Турцию из-за вспышки птичьего гриппа?

Популистскими мерами заниматься не будем. "Ростуризм" отслеживает ситуацию. Пока ни одна страна не запретила поездки в Турцию. Я своим приказом обязал турфирмы информировать клиентов о рисках, несмотря на обилие информации на эту тему. Такие меры сейчас адекватны.

Западные туристы часто жалуются на сложности с получением российской визы. Да и россиянам непросто получить визу в Европу. Это, наверное, не способствует развитию туризма?

Даже в тех странах, которые безопасны для нас в миграционном отношении, получение российской туристической визы -- длительная процедура: требуются предварительная заявка, большой набор документов да и цена высока. Сейчас готовится документ, где оговаривается единая стоимость виз как для российских граждан, отправляющихся в ЕС, так и для европейцев, направляющихся в Россию. Цена должна составить 35 евро и может быть увеличена не более чем вдвое за срочность оформления. Впрочем, сроки выдачи виз беспокоят иностранцев больше, чем цена. Для россиян получить визу по времени гораздо быстрее, чем для иностранцев, въезжающих в Россию. Если в большинстве консульских отделов зарубежных посольств в России это занимает от трех суток до недели, то в российских консульствах за рубежом - минимум 10 дней.

В Москве много дорогих отелей и не хватает гостиниц туркласса. Почему так получилось?


Я бы не сказал, что в Москве избыток отелей высокого класса - их много разве что в сравнении с малым числом недорогих гостиниц. Конечно, строительство дорогих отелей дает больше отдачи на вложенный рубль. Но очевидно и другое: в Москве опережающими темпами закрываются гостиницы туркласса. За последние пару лет, например, закрылись три крупные и очень известные гостиницы - "Москва", "Интурист" и "Россия". Такая ситуация стимулирует повышение цен на рынке. Да, много говорилось о выделении 130 земельных участков под гостиничное строительство в столице, но результатов пока нет.

А Ростуризм не хочет создать государственную сеть мини-отелей?

Нет, это должен быть частный бизнес. Зачем государству вмешиваться в то, чем должен заниматься частник? Гостиницы могут находиться в госсобственности в минимальном количестве. Вполне достаточно "Президент-отеля", куда приезжает много официальных делегаций. Мне непонятно, когда гостиница находится в собственности субъекта РФ для того, чтобы там отдыхали сотрудники местной администрации...