Россия

Маршруты - Суздаль – музей под открытым небом

Суздаль – музей под открытым небом

Город Суздаль – сокровищница России. Это единственный город, который сохранил свой первозданный облик. В Суздале на территории в 9 квадратных километров сохранилось почти 200 памятников истории и культуры. Это один из красивейших российских городов, который насчитывает около 1000 лет славной самобытной истории. По обилию памятников древнерусского искусства и сохранности своего старого внешнего облика Суздаль не знает себе равных и с полным правом считается городом-музеем.

Суздаль Суздальский кремль
 
На том месте, где сейчас находится музей под названием «Суздальский кремль», когда-то, в XII веке, и начал строиться этот город. Здесь, в излучине Каменки, были сооружены первые земляные укрепления и возведен первый городской собор.

Рождественский собор (XII-XVI века) – старейшее здание Суздаля. По преданию, он был построен на месте заложенного Владимиром Мономахом в конце XI века храма Успения Пресвятой Богородицы – первой христианской церкви в Суздале.

В середине XII века на месте прежнего собора из тесаного белого камня был возведен новый огромный храм. В 1445 году во время набега казанского хана собор горел, и своды его обрушились. И только в 1530 году по приказанию царя Василия III его разобрали и заново надстроили. Вместо прежних трех глав сделали пять, с высокими кирпичными световыми барабанами с узкими щелями-окнами. В таком виде, с некоторыми перестройками XVII-XVIII веков, собор сохранился до наших дней.

Внутри собор не менее величествен, чем снаружи. Одна из главных его достопримечательностей – Златые врата – уникальный образец декоративно-прикладного искусства суздальских мастеров. При реставрации собора в 1938 году на стенах южной апсиды были обнаружены орнаменты времен Мономаха и уникальные древние фрески 1233 года.

Некрополь Рождественского собора представляет отдельный интерес. Среди захороненных под чугунными плитами пола есть члены известнейших боярских и княжеских родов, таких, как Шуйские, Шуйские-Скопины, Бельские. Там же покоятся сыновья Юрия Долгорукого – Иван и Святослав.

Соборная колокольня (1635) находится к югу от Рождественского собора и по своим размерам вполне ему соответствует. Она была сооружена по приказу епископа Серапиона. В конце XVII века на колокольне были сделаны часы с боем, отбивающие каждый час и каждую четверть часа. Сейчас они отремонтированы, и в кремле можно слышать их звон.

Архиерейские палаты (XV-XVIII века) – сложный комплекс каменных строений, древнейшей из которых является угловая юго-восточная часть – епископские палаты конца XV века. Со стороны собора палаты окружены невысокой каменной стеной с воротами, а с другой стороны – земляным валом. Снаружи над палатами виден маленький купол домовой трапезной церкви, восстановленной в формах XVI века.

В Кремле сохранились крепостные валы и рвы. Остались и некоторые церкви, относившиеся к кремлю. Это Успенская церковь (XVII века), пара церквей у крепостного вала – Никольская и Христорождественская. Напротив Рождественского собора стоит привезенная из села Глотова церковь Николы, с которой начинался музей деревянного зодчества. Сам музей расположен немного дальше от кремля, на противоположной стороне Каменки.

Сейчас Суздальский кремль – это музей, с многочисленными экспозициями, посвященными  истории Суздальской земли, известным людям, с ней связанным, сокровищам из монастырей и церквей, древнерусской живописи и прикладному искусству. Интерьеры Крестовой палаты заслуживают особого внимания. Они создавались по записям XVIII века и воспроизводят предметы, окружавшие ее владельцев в то время. Сокровища Рождественского собора, ныне закрытого на реставрацию, тоже перенесены в музей.

Спасо-Евфимиев монастырь
 
Монастырь был основан в 1352 году князем суздальским и нижегородским Константином Васильевичем как мужская обитель Святого Спаса. Он расположился к северу от города и в то время находился за его пределами, одновременно исполняя и функцию форпоста.

Первый игумен монастыря – Евфимий – был в начале XVI века канонизирован, а его обретенные мощи признаны святыми и сохранялись в монастыре, в храме Спаса (ныне это – придел Преображенского собора), построенном над местом погребения игумена Евфимия.

Центральное сооружение монастыря – массивный Спасо-Преображенский собор (XVI-XIX века). Поставлен он был на месте древней деревянной церкви Спаса Преображения, которую в 1507-1511 годах сменила маленькая бесстолпная каменная Спасская церковь. В 1594 году к ней пристроили громадный четырехстолпный собор, рядом с которым прежняя церковь стала выглядеть как придел и была названа Евфимьевским приделом. В 1865 году с севера пристроили придел Сергия Радонежского. Все это добавило массивности собору, прежде сходному с Рождественским собором Суздальского кремля.

Рядом с собором, с восточной его стороны, находился мавзолей над могилами князей Пожарских, где в 1642 году был похоронен князь Дмитрий Пожарский. В 1933 году усыпальница была разобрана, часть плит каррарского мрамора отправилась в Москву. Практически все иконы и прочее внутреннее убранство было утрачено. Только в 1974 году на этом месте была поставлена плоская плита с барельефом Д.М.Пожарского.

Небольшую площадь перед Спасо-Преображенским собором окружают еще два незаурядных сооружения: звонница и Успенская трапезная церковь.

Успенская церковь – уникальный образец русского зодчества XV-XVI веков. Здание объединяет в себе церковь и трапезную палату – хозяйственное строение. Шатровая центрическая церковь построена по типу «восьмерик на четверике» и увенчана шатром, опирающимся на два яруса кокошников. Маленькую главку придела также поддерживают кокошники в три яруса, создающие эффект ажурности и пышности.

С западной стороны к церкви пристроена двухэтажная трапезная палата, в которой размещались хозяйственные помещения. В нижнем этаже были складские помещения и кухня, второй этаж был занят просторным трапезным залом, перекрытым сложной системой сводов, поддерживаемых стенами и центральным столпом. В подвалах под трапезной хранились богатые запасы монастырской провизии.

Звонница имеет сложную структуру и длинную историю строительства.  В первой половине XVI века рядом с главным собором монастыря была возведена девятигранная столпообразная церковь Иоанна Предтечи «под колоколы». По стилю церковь сходна с соседней Успенской.  Колокола звонницы были отправлены в переплавку в 1930-х годах, и только один колокол, расколовшийся на части, директору музея В.И.Романовскому удалось сохранить в груде строительного мусора, сваленного в углу собора. Сейчас он находится в музейной экспозиции.
 
Восточнее Спасо-Преображенского собора находится Никольская больничная церковь (1669) с больничной палатой для монастырской братии.  Первый этаж двухэтажного корпуса, перекрытый сомкнутыми сводами, был отведен под трапезную, а второй занимали больничные покои, ряд маленьких окон которых украшен резными наличниками. Сейчас в здании размещается «Золотая кладовая».

Братский корпус (XVII век) – двухэтажное каменное здание, вытянувшееся параллельно северной стене монастыря, Г-образное в плане. Здесь располагались кельи монахов. К весьма примечательным для истории монастыря постройкам относится тюремный корпус, где в 1766 году по указу Екатерины II была организована тюрьма для «безумствующих колодников», иначе говоря, политических преступников.

Суздальская тюрьма имела печальную славу одной из самых жестоких в России. В 1905-1907 годах она была упразднена, но ненадолго. Уже в 1923 году монастырь, из которого были изгнаны последние 15 монахов, снова получает статус тюрьмы. Сейчас экспозиции в тюремном корпусе посвящены как истории заключенных царской России, так и узникам политизолятора советских времен.

Надвратная Благовещенская церковь (первая половина XVII века) – массивный, впечатляющий памятник монастырского зодчества. Вероятно, она была въездной башней до времени постройки новой крепостной стены с башнями. К 1722 году она названа пятиглавой – за эти сто лет здание претерпело существенные изменения. Позднее церковь была перестроена в одноглавую.

Весь огромный комплекс Спасо-Евфимиева монастыря охватывают высокие кирпичные стены с башнями (XVII век). До XVII века стены оставались деревянными, в 1660 году после польско-литовского нашествия монастырь был обнесен новой тыновой оградой, через 10-20 лет замененной на сохранившиеся до наших дней каменные стены и башни. Все сооружение построено с расчетом на ведение оборонительного боя: со стороны реки – естественного укрепления – стены ниже, с южной стороны – наоборот, значительно выше. В стенах прорезаны бойницы и машикули (отверстия для навесного боя). Все двенадцать башен также снабжены бойницами для различных видов боя: дальнего, навесного и подошвенного. Однако стенам монастыря не пришлось выполнять свою оборонительную функцию: к тому времени, когда они были построены, нападения на город прекратились.  

Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Пережив тяжелые 1920-е, 1930-е и 1940-е годы, успев побывать политизолятором, лагерем специального назначения НКВД, фильтрационным лагерем для военнопленных, он наконец стал музеем – в его стенах разместились экспозиции, посвященные истории и искусству Суздальской земли. Большой музейный комплекс является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Ризоположенский монастырь

На возвышенном месте города стоит женский Ризположенский монастырь, основанный суздальским епископом Иоанном в 1207году перед башней посада, на перекрестке дорог. Изначально все постройки монастыря были деревянными, а первый каменный храм – Ризположенский собор – был выстроен только в середине XVI века. Монастырь виден издалека благодаря своей колокольне – самому высокому сооружению Суздаля, с которого снято немало панорам города, как современных, так и тех лет, когда только появилась фотография.

Ризположенский собор (середина XVI века) предположительно строился Иваном Шигоней-Поджогиным, одним из ближайших к Василию III бояр. Трехглавый собор с тремя апсидами необычен для суздальской архитектуры этого времени. С запада к храму в 1688 году была пристроена небольшая, но очень красивая и богато украшенная паперть с изразцовыми вставками.

В XIX веке купола храма были луковичной формы. В 1929г. собор, несмотря на его статус памятника архитектуры, местное ОГПУ передало под здание электростанции. Купола с барабанами были снесены, а из-за силовой установки внутреннее убранство храма сильно пострадало. Только в 1969 году он был отреставрирован, заново вывели барабаны, а купола сделали первоначальной шлемовидной формы. Но после реставрации в храме разместился склад культтоваров. Сейчас он вместе с остальными постройками передан монастырской общине.

Святые ворота (1688) – один из самых заметных шедевров суздальского зодчества. Нарядные двухшатровые проездные ворота богато украшены каменной резьбой и поливными изразцами. Арки в них разные. Правая – проездная, почти полуциркульная, большая. Левая арка – поменьше, упрощенного рисунка, украшенная мелким рустом. Изящные шатры над воротами, опирающиеся на низенькие восьмерики с крошечными оконцами, украшены ложными слуховыми окнами и увенчаны небольшими главками. В 1930-х годах в здании Святых ворот был устроен крольчатник. Потом его заняло НКВД под склад горючего. Только в 1964 году Святые ворота были отреставрированы.

В 1813 году в честь победы над Наполеоном в монастыре на средства городских жителей воздвигается самое высокое строение Суздаля – 72-метровая Преподобенская колокольня. Классическая для своего времени ярусная композиция колокольни составлена из постепенно уменьшающихся кверху отделений, опирающихся на нижнюю часть здания – мощный классический портал. На колокольне было 12 колоколов. Все они были сброшены и увезены, видимо, в переплавку, в 1931 году. Сейчас на колокольне – новые колокола.

Трапезная Сретенская церковь была построена из красного кирпича в 1882 году, по-видимому, в псевдорусском стиле. После революции в ней разместился кинотеатр, следы работы которого (афишная доска и надписи на выходящем на улицу фасаде) сохранились до сих пор. Сейчас здание требует реставрации и никак не используется.

Монастырь действует, в нем работает открытая еще в советское время гостиница Ризоположенская.

Покровский монастырь

Покровский монастырь был основан в 1364 году на низком берегу Каменки, и со смотровой площадки возле Спасо-Евфимьева монастыря виден как на ладони. По легенде, он был основан во исполнение обета Андрея Константиновича, князя суздальского и нижегородского.

Первые его строения и стены были деревянными, и от них ничего не сохранилось. В XV веке мимо стен небольшого в то время монастыря прошла одна из основных дорог, ведущая из Суздаля в Москву. В Покровский монастырь Суздаля ссылали знатных женщин, попавших в опалу. Их имена сохранились в усыпальнице монастыря. Среди инокинь и стариц, живших здесь, кроме жены Василия III, были дочь и племянница Ивана III, носившие в иночестве имя Александра; Евпраксия, жена князя Владимира Старицкого; Евдокия Богдановна Сабурова и Прасковья Михайловна Соловая, жены царевича Ивана, сына Ивана Грозного; Анна Григорьевна Васильчикова, одна из жен Ивана Грозного; вторая жена царя Василия Шуйского - Мария Петровна Буйносова-Шуйская; Евдокия Федоровна Лопухина, жена Петра I, постриженная под именем Елены. Евдокия Лопухина оставила после себя придел стоящей рядом с монастырем Никольской церкви в память о своем сыне, царевиче Алексее.

Покровский собор (1510-1514) – главное здание монастыря, его композиционный центр. Он был построен на месте прежнего деревянного и соответствует новым сложившимся к тому времени архитектурным принципам подобных сооружений: массивный, достаточно большой, окруженный галереями, визуально связывавшими его с соседними постройками.

При всей скромности внешнего убранства храм не кажется тяжелым – зодчие мелкими деталями смягчили строгость гладких белых стен и придали зданию более живописный вид, а его ступенчатая композиция (галерея, собственно четверик и главы с барабанами) создает ощущение сдержанной устремленности вверх. Интерьер собора не менее аскетичен, что неудивительно: он изначально использовался как храм-усыпальница знатных инокинь, могилы которых расположены в мрачном подцерковье.

Собор неоднократно подвергался переделкам: надстраивали барабаны, шлемовидные купола были заменены на высокие луковичные, арочные проемы галереи были заложены, – словом, как всякое активно использующееся здание, он перестраивался согласно нуждам хозяев. Только в 1962г. после реставрации собору был возвращен первоначальный вид.

С северо-запада от собора стоит шатровая колокольня (1515 год – XVII век) –  интереснейший памятник древнерусского зодчества. Нижняя часть ее относится к 1515 году; это была столпообразная подколокольная церковь с престолом Происхождения честных древ. Она была построена в форме восьмерика с ярусом звона, очевидно, завершавшимся кирпичным шатром. Позднее, в XVII веке, чтобы соответствовать стоящему рядом огромному собору, она была надстроена арочным ярусом и завершена высоким острым шатром с тремя рядами люкарн – слуховых отверстий.

Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью (1510-1518) – своего рода крепостная башня с двумя арками – большой проездной и малой для пешеходов. Мощный трехглавый четверик – уникальный образец древнерусского зодчества, сочетающий в себе функции крепостной башни и церкви. Как и собор, надвратная церковь перестраивалась, и в 1958 году реставрация возвратила зданию первоначальный облик.

Еще один интересный памятник расположен к северу от собора. Это Зачатьевская трапезная церковь (после 1551 года). Она была построена на месте старой деревянной по приказанию Ивана Грозного после смерти его дочери Анны; за провоз камня на строительство этой церкви на монастырь не налагалась пошлина. Большое здание с одной главкой украшено необычным рисунком – в верхней части стены из красного кирпича выложены крупные ромбы. Кроме того, необычна и сама техника кладки стены и сводов – из мелкого кирпича, характерная для польской архитектуры.

Весь комплекс Покровского монастыря находится под охраной ЮНЕСКО.  В монастыре открыта гостиница «Покровская», размещающаяся в деревянных стилизованных избах, естественно вписывающихся в ансамбль монастыря.

Александровский монастырь

Стоящий на высоком берегу Каменки Александровский женский монастырь, по преданию, был основан в 1240 году Александром Невским. По данным XVII века, им же была построена первая деревянная церковь монастыря, не сохранившаяся. В XIV веке Монастырю покровительствовали московские князья, жаловавшие ему земли. Вероятно, тогда он и стал называться «Большая лавра». От тех времен не сохранилось никаких построек, только поздние надгробия с указанием, что здесь похоронены две суздальские княгини – Мария (1362) и Агриппина (1393).

В 1650г. по разрешению суздальского архиепископа Серапиона на территории старого монастыря были построены новые здания, уничтоженные вскоре пожаром. И в 1695г. на месте сгоревшего деревянного шатрового храма строится новая церковь – Вознесенская. Средства на ее сооружение пожертвовала царица Наталья Кирилловна, мать Петра I.

Васильевский монастырь
 
Васильевский мужской монастырь возник в XIII веке как форпост городской крепости на дороге, ведущей от суздальского кремля в Кидекшу. Легенда связывает его основание с Владимиром Красное Солнышко и крещением суздальцев как раз на том месте, где сначала построили дубовую церковь, а теперь стоит монастырь. По более проверенным данным, монастырь все же был заложен в XIII веке. Как отдельный монастырь, он просуществовал до времен Екатерины II, а позднее был лишен своих земельных владений и приписан к Спасо-Евфимиеву монастырю.

Васильевский собор (1662-1669гг.) построен на месте шатровой деревянной церкви. Двустолпная конструкция его, редкая для Суздаля, сходна с Лазаревской церковью, но внешнее убранство собора совершенно иное. Декор его суров и аскетичен: небольшие порталы входов и узкие амбразуры окон придают ему сходство с старинной крепостью. Немного наряднее трехъярусная колокольня, пристроенная в XIX веке: она украшена резными карнизами и тесно поставленными пилястрами.  

В монастыре сохранилась ограда (некоторые части ее относятся к XVII веку) с невысокими Святыми воротами, остались некоторые служебные помещения, где сейчас живут монахи. Монастырь действует, хотя не вся территория в его стенах принадлежит общине: у самой стены со стороны Васильевской улицы сохранился двухэтажный дом коммунального хозяйства.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

От суздальской торговой площади, мимо Васильевского монастыря лежит дорога в село Кидекшу, где в 4 км к востоку от Суздаля сохранилась древняя белокаменная церковь – один из первых храмов владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий получил от Галицкого князя готовую дружину мастеров-зодчих, и за короткое время – к 1152 году – эта дружина построила несколько белокаменных церквей в разных городах Залесья, в их числе церковь Бориса и Глеба в Кидекше.  

Село Кидекша – древнее, дославянское. Стоит оно посреди поля, вблизи устья речки Каменки. "Каменка" – это и есть перевод с угро-финского "Кидекша". Здесь эта речка с каменистым дном сливается с Нерлью, текущей в Клязьму. По преданию, в этом месте случилась встреча двух святых братьев – князей Бориса Ростовского и Глеба Муромского, ехавших по зову отца, князя Владимира Красное Солнышко. Впоследствии оба они были убиты другим братом – Святополком Окаянным.  

Борисоглебская церковь производит сильное впечатление суровой простотой: от нее так и веет русским средневековьем княжеских усобиц, насупленным молчанием неприступной крепости, богатырской статью.

Богоявленская церковь и Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Богоявленская церковь (1781) выстроена на пологом берегу Каменки, в ее излучине, рядом с более ранней «теплой» церковью Рождества Иоанна Предтечи. Обе церкви поставлены на месте прежних деревянных в Кожевенной слободе. Летняя, более высокая Богоявленская церковь имеет черты, свойственные архитектуре конца XVIII века, такие, как рустовка по углам, однако в ее декоре сохраняются и элементы, присущие постройкам конца XVII века – наличники, декор западного портала с «дыньками».  

Подойти к этой паре храмов легче всего от Торговых рядов, спустившись от их угла к речке Каменке по мощеной улице и перейдя легкий пешеходный мостик. С противоположного берега видны не только сами церкви, но и их отражение в воде, добавляющее очарования двум небольшим слободским церквям.

Борисоглебская церковь

Борисоглебская церковь (1749 год, по другому источнику – конец XVII века) располагается в Заречной стороне, неподалеку от Музея деревянного зодчества, определяя западную границу города. Она стоит на месте сожженного поляками в начале XVII века Борисоглебского монастыря (по другому источнику это была монастырская церковь) и представляет собой редкий для Суздаля пример московского барокко. До революции рядом с ней стояла «теплая» Никольская церковь XVIII века.

Высокая и стройная розовая церковь Бориса и Глеба только издалека может показаться небольшой, на самом деле такой эффект возникает благодаря барочному стилю, в котором выстроено здание – восьмерик, опирающийся  на более мощный куб четверика, с пристроенной низкой трапезной и четырехгранной колокольней с тонкой иглой-шпилем.

Ильинская церковь 

Ильинская церковь (1744) была построена на месте прежней деревянной, которая была перенесена на Иванову гору с западной стороны посада по приказу митрополита Иллариона. Эта одна из самых заметных отдельных суздальских церквей стоит на берегу реки Каменки, на краю Ильинского луга, там, где некогда располагалась архиерейская слобода. 

Тихвинская церковь

Тихвинская церковь (конец XVII века) стоит на небольшом холме посреди улицы Шмидта, идущей вдоль края Ильина луга. Эта церковь – единственное здание, которое сохранилось от Андреевского монастыря (известного еще с XIII века). В начале XVII века, по историческим документам, на этом месте уже был только Андреевский луг, возле которого располагалась полуразрушенная слобода, часть которой была занята посадскими людьми, а жители другой "померли и побиты в литовское разорение". По предположениям, монастырь был разорен тогда же.

Петропавловская и Никольская церкви 

Петропавловская церковь (1694) была построена в Никольской слободе Покровского монастыря, почти у самых стен последнего и по монастырскому же заказу. Церковь строилась с учетом всего ансамбля Покровского монастыря, главному собору которого к тому времени уже было почти двести лет, поэтому перед суздальскими зодчими стояла задача органично вписать новую церковь в пейзаж монастыря. Она получилась большой, под стать Покровскому монастырскому собору и с заметным влиянием его архитектуры.

Никольская церковь (1712) – первая «теплая» церковь в Суздале – была построена возле Петропавловской. В застройке Суздаля такие «парные» храмы появились в первой четверти XVIII века и сохранились до XIX века. Как все зимние храмы, Никольская церковь невысокая, небольшая по размеру. Четырехскатная крыша увенчана всего одним куполом на тонком и высоком барабане.

Один из приделов Никольской церкви – Алексеевский – связан с именем Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I, сосланной в Суздаль – она построила придел в память о своем сыне, царевиче Алексее.

Знаменская и Ризположенская церкви

Знаменская церковь (1749), на въезде в город со стороны Владимира, у бывшей Владимирской заставы. На этом месте в XIII веке был женский Введенский монастырь, который, судя по историческим документам, был сожжен во время нашествия Батыя. Этот храм строители стремились сделать по возможности максимально светлым, обрамленные резными наличниками окна его фасадов расположены в два ряда (в «два света»). В верхней части стен, обычно украшенной фигурными кокошниками, были изображены картины на библейские темы.

Ризположенская церковь (1777), «теплая», была выстроена севернее Знаменской на средства местных купцов Зубковых. В отличие от других суздальских «зимних» храмов, она имеет восьмискатное покрытие с четырьмя фронтонами (сравнимое с трапезной церковью Архиерейских палат).  

Эта пара церквей встречает гостей города при въезде со стороны Владимира; их нетрудно разглядеть даже летом за густой листвой деревьев, по правую руку от дороги. С другой стороны церквей течет речка Мжара, впадающая в Каменку, за которой расположены суздальские курганы X-XII веков. А дорога от церквей через Мжару ведет по полю в район Михали.

Михали

Михали – отдельно расположенный район Суздаля, фактически отдельная деревня в черте города. На машине попасть туда можно только с объездной дороги, пешком же – либо с ул. Ленина, от Ризположенской и Знаменской церквей, либо по живописной извилистой тропинке над Каменкой от Васильевского монастыря. С этой тропинки прекрасно видны как этот монастырь, так и три церкви в Михалях. К этим церквям можно подойти с улиц Колхозная и Михайловская.

Самая высокая из них – церковь Михаила Архангела (1769), «летний» пятиглавый храм с колокольней, которая еще прибавляет стройности розоватому зданию, хорошо видному с берега реки. Рядом с ней – более поздняя «зимняя» церковь Флора и Лавра (1803) белого цвета.

Лазаревская и Антипиевская церкви

Лазаревская церковь (1667), стоящая на пути от торговой площади к Ризположенскому монастырю, построена на месте находившейся здесь одноименной деревянной шатровой церкви XV века. Она открывает начало пятиглавия в посадском зодчестве Суздаля. В ее архитектуре впервые появляются те декоративные приемы и детали, которые впоследствии станут характерными для суздальских храмов XVII-XVIII веков. Ее купола с нарядными световыми барабанами – одни из самых красивых в Суздале.

Антипиевская церковь (1745) – невысокая, с одной главкой на тонком барабане, типичная «зимняя» церковь Суздаля, немного теряющаяся рядом со своей пышной высокой соседкой и собственной яркой колокольней.  

Эта пара церквей вообще одна из самых заметных в Суздале, во многом благодаря нарядной необычной колокольне Антипиевского храма. По-видимому, она была построена несколько раньше самого храма.

Кресто-Никольская церковь 

Кресто-Никольская церковь (1770) стоит у северной части торговых рядов, и выходит на две улицы – Ленина и Старую. У нее, как и у каждой суздальской церкви, есть своя отличительная черта: если смотреть на эту церковь с разных улиц, то можно и не догадаться, что это – один и тот же храм, так он различается по внешнему виду с противоположных сторон. На улицу Ленина смотрит желтая часть - собственно, основной объем одноглавой церкви, построенной здесь примерно в 1770 году на месте часовни, поставленной здесь в середине XVII века в память об окончании мора. На желтой стене выделяются беленые узорчатые карнизы, фронтоны и напоминающие барочный стиль карнизы.

Смоленская и Симеоновская церкви

Смоленская церковь (1696-1706), построенная в честь Смоленской иконы Божьей Матери в слободе Скучилиха, прилегавшей и принадлежавшей Спасо-Евфимьеву монастырю, стоит через дорогу от угловой башни монастыря. Эта церковь как бы «встречала» приезжающих в город со стороны Ярославля – не случайно северный фасад декорирован богаче, а южный – наоборот, даже не имеет входа. Окна церкви украшены характерными для того времени наличниками с фигурными колонками.

Церковь Симеона Столпника (1749) построена севернее от Смоленской. Это типичная для Суздаля «теплая» церковь, которую, однако, сильно исказили позднейшие переделки. Колокольня с высоким шпилем при этой паре церквей была построена на рубеже XVIII–XIX веков, в стиле классицизм. 

Цареконстантиновская и Скорбященская церкви

Цареконстантиновская церковь (1707) в восточной части посада была построена на средства, собранные жителями этого района города, на месте одноименной деревянной. Эта церковь особенно запоминается благодаря необычной форме куполов, посаженных на характерные для Суздаля тонкие высокие барабаны.

Скорбященская церковь (1750г.) – парная к Цареконстантиновской «теплая» церковь была построена на противоположной стороне проходившей здесь в XVIII веке улице. Невысокая, как все «теплые» храмы, она состоит из клетей разной высоты, покрытых двускатной крышей. За густой зеленью саму церковь летом даже трудно рассмотреть, не подходя близко, но зато высокая колокольня хорошо видна издалека.

Воскресенская и Казанская церкви

Воскресенская церковь на торгу (1720) выстроена на месте старой деревянной церкви, уничтоженной пожаром 1719 года, после которого посадские жители восстановили сгоревшую часть города по своему вкусу. Это отразилось и на архитектуре Воскресенской церкви. Основной объем храма строг, почти лишен какого-либо декоративного убранства, за исключением парадного крыльца с арками и круглыми столбами, и неширокого карниза из мелких арочек. Даже окна храма обошлись без наличников. 

Казанская церковь (1739) – «теплая», была пристроена к Воскресенской и многократно перестраивалась, поэтому о ее первоначальном облике судить сложно. В ее достаточно эклектичном внешнем облике интересен кружевной металлический гребень на коньке крыши – черта народного искусства.

Входо-Иерусалимская и Пятницкая церкви

Входо-Иерусалимская церковь (1707) расположена между Гостиным двором и оборонительными укреплениями кремля, в юго-западном углу торговой площади. Как многие суздальские храмы, она встала на место прежней деревянной. Предшественница этой церкви называлась Пятницкой и была снесена из-за ветхости.

Пятницкая церковь (1772), «теплая», была построена рядом с «холодной», или «летней» Входо-Иерусалимской и называлась Никольской, но благодаря тому, что прежде здесь стояла старая деревянная Пятницкая церковь, это название закрепилось за новым храмом в речи суздальцев.

Эта пара церквей до революции была единым комплексом, с колокольней и кирпичной оградой. Шатровая колокольня начала XVIII века была классической для Суздаля «вогнутой» формы, с гладкими гранями и без окон-слухов. Ограда того же времени, кирпичная и выкрашенная в белый цвет, была снабжена каменными воротами с оригинальнейшим завершением – каменным сводом формы, заимствованной из деревянного зодчества.

Церковь Иоанна Предтечи

Церковь Иоанна Предтечи (1720) находится у оборонительных укреплений кремля и лучше всего видна с насыпи, поскольку от ул. Кремлевской ее загораживают густые ветви деревьев. Она была построена на южной границе торговой площади приблизительно в одно время с Никольской церковью в Кремле, которую прекрасно видно с той же самой насыпи, но два этих храма заметно отличаются друг от друга, хотя построены по одинаковой трехчастно-осевой композиции.

Эту церковь можно увидеть в фильме «Женитьба Бальзаминова», отдельные сцены которого снимались именно на этой части кремлевских оборонительных укреплений.


Крестовоздвиженская и Козьмодемьянская церкви

Крестовоздвиженская церковь (1696) – «зимняя», с традиционной шатровой колокольней, как и большинство суздальских храмов такого рода, состоит из двух клетей разной высоты. Более высокая клеть увенчана небольшой главкой на довольно широком барабане. Шатер колокольни – не вогнутый, сродни колокольне церкви Иоанна Предтечи, с двумя рядами маленьких слуховых отверстий.

Козьмодемьянская церковь (XVIII) – «летняя», выстроена в стиле барокко: на невысоком четверике поставлен стройный высокий восьмерик, увенчанный одной главой купола, посаженного на узорчатый изящный барабан с кокошниками. Стены церкви строгие и не изобилуют резными украшениями.

Эта пара церквей в Коровниках, на берегу Каменки, – одна из наиболее удаленных от центра, ее нельзя назвать парадной. Мимо нее проезжают в основном постояльцы Туркомплекса и любители объезжать Суздаль по окружной дороге мимо поворотов на Гавриловское и Юрьев-Польской. А между тем дойти до этих церквей очень просто: по ул. Спасской от Спасо-Евфимиева монастыря или по живописному берегу Каменки.

Источник: www.suzdal.org.ru

Loading ...
баннер
Интерактивная карта России

Где остановиться

Что посетить

Сотрудничество

Реклама

Follow @twitter Твитнуть